Главная » 2015 Март 20 » Сценарий мероприятия ко дню рождения А.П. Чехова для школьников
18:38 Сценарий мероприятия ко дню рождения А.П. Чехова для школьников | |
Цели. образовательная: показать социальную структуру общества в данный период; борьба писателя против угодничества, чинопочитания, низкопоклонства; выявить авторскую позицию. развивающая: продолжить развитие ЗУН по анализу литературных произведений; развитие монологической речи учащихся; развитие логического мышления через сравнение героев. воспитательная: способствовать воспитанию у детей отрицательного отношения к низкопоклонству, угодничества, чинопочитания; сформировать у учащихся навыки взаимодействия и сотрудничества через групповые формы работы; способствовать воспитанию у детей чувства собственного достоинства. Тип урока: анализ литературного произведения. Формы работы: фронтальная, групповая. Методы работы: частично-поисковый, репродуктивный, иллюстративный. Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрации, рисунки обучающихся. Структура урока: Организационный момент. Мотивация. Постановка целей. Фронтальная работа. Работа в группах. Обобщение изученного материала. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание. Организационный момент. На доске: Я всю жизнь выдавливал из себя по каплям раба. А.П.Чехов ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Приветствие. Учитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас в гостях великий русский писатель А.П.Чехов. Но он пришел не один, а с рассказом “Толстый и Тонкий”. Поэтому мы на уроке будем говорить о его героях, об их поступках, действиях. Постараемся выявить авторскую позицию. Сегодня нам будет помогать жюри (два-три старшеклассника), которое будет оценивать ответы ребят. - Скажите, почему мы изучаем рассказы А.П.Чехова? Для чего это нам нужно? (Ответы учащихся) 2. Работа с эпиграфом. Ребята, давайте обратимся к эпиграфу. О чем идет речь? Как вы понимаете выражение: “…выдавливал из себя по каплям раба”. (Ответы учащихся) Наша задача: показать, как автор борется против унижения личности. Жюри оценивает ответы учащихся. 3. Конкурс красноречия. Тема: “Чехов и его рассказы”. (Выступления обучающихся, ребята высказывают свою точку зрения). Жюри оценивает ответы учащихся. 4. Определение темы и целей урока. (Цели формулируют учащиеся) - Ребята, скажите, кто прочитал рассказ “Толстый и Тонкий”? (Ответы учеников) - Что смешного вы увидели в рассказе? (Ответы учащихся) - Над чем и над кем мы смеемся? Учитель. Смех бывает разный: добрый и злой. Когда мы смеемся по-доброму? А когда зло смеемся? (Ответы учащихся) На доске: (словарная работа). Чинопочитание: почитание старших младшими по службе, чину, званию. Угодничество: Льстивое, угодливое поведение, стремление расположить в свою пользу таким поведением. Низкопоклонник: льстивый, угодливый человек. - Ребята, давайте прочитаем слова, написанные на доске. Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся) - За что можно уважать человека? (Ответы учащихся) - К какому выводу мы пришли? (Ответы учащихся) Жюри оценивает работу обучающихся. 5. Работа с учебником. - Где встретились наши герои? (Работа учащихся по тексту) - Как проходила встреча? (Работа учащихся по тексту) - Кто первым бросается к другу? (Ответы учащихся) - Как Тонкий называет Толстого? (Ответы учащихся) - Что вспоминает Тонкий? (Как дразнил Толстого Геростратом, ответы учащихся) - А как дразнили Тонкого? За что? (Эфиальтом, потому что любил ябедничать) - Что мы узнаем о материальном положении Тонкого? (Ответы учащихся) - А как обстоят дела у Толстого? (Ответы учащихся) - Какие изменения происходят с Тонким? Как он теперь выглядит? Как заговорил? (Ответы учащихся) - А как изменилось лицо жены, сына? (Ответы учеников) - Чем занимался Тонкий? (Ответы учеников) - Почему имя Толстого не вызывает улыбку, а имя Тонкого и его сына вызывает? (Имя Тонкого Порфирий, а имя сына Нафанаил) - Как распрощались два друга? (Ответы учеников, Тонкий пожал своему другу три пальца, а не руку, как это было вначале встречи) Учитель. Обратим внимание на последнюю фразу: “Все трое были приятно ошеломлены”. Но эту фразу мы уже читали. Что изменилось в поведении Тонкого? (Ответы учащихся) - Почему стало противно? И кому? Какое слово находит Толстый, чтобы остановить Тонкого? (Ответы учащихся) - А какое слово найдете вы? (Ответы учащихся) Жюри оценивает работу. 6. Работа в группах. 1 группа: “Докажите, что автор показывает две встречи”. 2 группа: “Социальное положение героев”. 3 группа: “Характеристика Тонкого”. 4 группа: “Чем отличается Тонкий от Толстого?”. На партах “Табель о рангах”, получивший государственный статус при Петре I и им подписанном. Учитель объясняет ребятам о чиновничьей лестнице, которая состояла из 14-ти классов. 14-й класс самый низкий. Каждая группа готовит ответ на вопрос, высказывают свою точку зрения, доказывают ее правоту. Вывод: Толстый богат, Тонкий беден, в основе их взаимоотношений лежит противопоставление, контраст (обратим внимание на название рассказа). Жюри оценивает работу. 7. Следствие ведут “Знатоки”. Учитель. Итак, дорогие ребята, мы с вами отметили, что Толстого и Тонкого отличают разные манеры поведения, у них разная речь, от них по-разному пахло: Толстый выходил из ресторана, его губы лоснились от хорошего обеда, Тонкий выходил из вагона, от него пахло кофейной гущей. - Почему рассказ называется “Толстый и Тонкий”? Только ли внешний вид героев характеризуют эти слова? (Ответы учащихся) - Над чем и над кем смеется А.П.Чехов? (Ответы учащихся) - Как это он делает? (Зло) - Как вы поняли эпиграф? (Ответы учащихся) - Для чего нужна сатира? (Оответы учащихся) Жюри оценивает работу. 8. Рефлексия. - С каким произведением А.П.Чехова мы работали сегодня? - О ком и о чем мы говорили сегодня? - О чем вы расскажете родителям? 9. Домашнее задание. Попытайтесь Толстого превратить в Тонкого, а Тонкого в Толстого. Что у вас получится? (Подготовьте выступление в виде рассказа или инсценировки) 10. Организационный момент. - Жюри подводит итоги. - Учитель оценивает работу и благодарит учащихся за урок. | |
|
Всего комментариев: 0 | |