Главная » 2015 Март 25 » Сценарий литературной викторины М.Ю. Лермонтова
16:39 Сценарий литературной викторины М.Ю. Лермонтова | |
Цель: познакомить с содержанием стихотворения “Бородино”; обратить особое внимание на его художественные достоинства; определить жанр; сравнить художественное произведение и реальное историческое событие; развивать умение работать с художественным текстом; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое России. Метод: проблемное изложение. Наглядность: портрет поэта, иллюстрации к произведению, набор открыток “Музей-панорама Бородинской битвы”; список непонятных слов; историческая карта “Великая Отечественная война 1812 года”. Межпредметные связи: воспользоваться знаниями о войне 1812 года, о Бородинском сражении на уроках истории. Ход урока I. Организация класса II. Вступительное слово учителя. а) Запись эпиграфа в тетради: Москва, Москва!... люблю тебя, как сын, Как русский, - сильно, пламенно и нежно. М.Ю. Лермонтов (“Сашка”). III. Беседа с учащимися, цель которой актуализация знаний, полученных на уроках истории. - Знакомо ли вам слово – Бородино? - Имеет ли отношение пламенное высказывание поэта о Москве к теме нашего сегодняшнего разговора? (Москва - столица нашей Родины, символ её свободы и независимости, её могущества. Бородино расположено в 120-ти километрах от Москвы. 26 августа (7 сентября) 1812 года здесь произошло решающее сражение с армией Наполеона. Главнокомандующим в стане русских был назначен прославленный М.В. Кутузов.) (Демонстрируются репродукции картин, отражающих историческое сражение, портреты выдающихся военачальников: Багратиона, Уварова, Платонова и др..) - Что значило проиграть бой под селом Бородино? (Открыть дорогу на Москву – значило низвергнуть символ мощи и непобедимости государства). (Учащиеся зачитывают подготовленные дома воспоминания об этом сражении очевидцев; привести в качестве фактического материала цифры по участию воинов с той и другой стороны и количеству орудий.) Учитель делает вывод: история героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю. Лермонтова. IV. Работа в тетрадях. Запишем замечательное высказывание военачальника, героя Отечественной войны 1812 года, А.П. Ермолова: “У Бородино французская армия расшиблась о русских!” Это высказывание отражает идейно-тематическое содержание стихотворения М.Ю. Лермонтова. V. Работа с текстом стихотворения “Бородино”. а) краткое сообщение о поэте-художнике и патриоте; б) словарная работа (см. приложение); в) прослушивание стихотворения в грамзаписи. VI. Выявление восприятия стихотворения. - Понравилось ли стихотворение? - Как вы его поняли? - Какие строки произвели на вас особое впечатление? VII. Анализ формы стихотворения. - Что собой представляет первая строфа? - Из каких предложений по цели высказывания она состоит? - Оправдывает ли себя такой выбор предложений? (Учитель должен быть готов к тому, чтобы рассеять недоумение учащихся, почему “отдали” Москву.) - Что собою представляет остальная часть стихотворения? - Самостоятельное чтение по учебнику рассказа участника сражения. - Вопросы для обсуждения. (Заранее записаны на доске.) - Кто герои произведения? - Какие чувства владеют ими во время боя? - Чем объясняется победа русских? - До сегодняшнего урока мы знали о событиях под Бородино в 1812 году, а читали стихотворение с таким интересом! Почему? (Встретились с произведением искусства.) VIII. Работа в группах (по 3 человека). I группа: - Определить жанр произведения. - К какому типу баллад вы отнесете “Бородино”. - Баллада – лироэпический жанр. Какие же чувства выражаются в балладе? II группа: - Есть ли диалог в балладе? Какова его особенность? - Найти ретроспективу в этой балладе. (Учитель читает толкование понятия по словарю.) III группа: - Какие художественные приёмы вы увидели в балладе? - Найдите выразительные средства языка. - Как это отражается в языке, в словах? IV группа: - Прочтите описание боя. (Подчеркнуть звукопись.) (Звукопись – такой художественный приём, когда звуками языка передаётся характерное для описания предмета или явления звучание.) V группа: - Найдите текстовые характеристики французов. - Как же показаны русские? Русские – это кто? (Полковник, солдаты, старый воин.) IX. Подведение итогов. Лермонтов показывает русских и обобщенно, и индивидуально. И делает это сознательно: ещё раз показывает, что патриотизм - национальная черта, а не качество отдельных граждан. Таким образом, мы познакомились с художественным произведением, которое нам по-иному раскрыло давно известное событие. Во время работы с художественным текстом вы полны зрительных, слуховых и осязаемых впечатлений, которые может вызвать только произведение искусства. Этим оно и отличается от делового текста, который рассказывает о том же событии, но бесстрастным языком. X. Домашнее задание: 1) выучить полностью или часть баллады наизусть. 2) составить сравнительную таблицу. Научное толкование битвы под Бородино. Описание битвы в стихотворении Лермонтова. | |
|
Всего комментариев: 0 | |