Главная » 2015 Март 20 » Сценарий литературной викторины Л.Н. Толстой в начальной школе
17:53 Сценарий литературной викторины Л.Н. Толстой в начальной школе | |
Цели: познакомить со спецификой басни как жанра на примере произведений Крылова и Толстова; учить выделять общие признаки и отличительные особенности произведений; работать над выразительным чтением басен, учить выделять мораль-поучение; развивать речь учащихся, совершенствовать их читательский опыт, расширять словарный запас; воспитывать на живом примере важные жизненные правила, нравственные качества. Оборудование: портреты И.А. Крылова, Л. Толстова, детские издания (книги) этих авторов, надписи, таблицы. Ход урока I. Организационный момент. Звенит звонок – начинается урок. Сейчас урок чтения. А чтение – (дети хором) лучшее учение. Садитесь. II. Речевая разминка. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3) III. Проверка домашнего задания. На доске: “Живой цветок” (Приложение 4) – О каком лепестке живого цветка русского народа шла речь на прошлом уроке? (скороговорки) – Что же такое скороговорка? (Скороговорка – это словесная забава, быстрая речь. Скороговорку нужно говорить скоро, чётко и не путать слова) – Какие вы приготовили скороговорки? А сейчас прочитаем скороговорку на доске медленно. (Приложение 5) А теперь прочитаем, выделяя голосом первое слово. Второе. Третье. Зачем же нам необходимо использовать в своей речи скороговорки? IV. Объявление темы урока. Работа по теме урока. – Наш урок сегодня посвящён человеку мудрому, доброму и проницательному (вывешиваю портрет И.А. Крылова), которого А. Пушкин называл “самым народным поэтом” 1. Работа с книжной выставкой. Посмотрите на выставку книг (1 ученик у доски читает название каждой книги и её автора). Что же объединяет нашу выставку? (у всех книг один автор – И. Крылов) Нашу выставку мы так и озаглавим “Книги И.А. Крылова” (табличка на доске). 2. Сообщение целей и задач урока. Нам предстоит узнать, каковы особенности книг Крылова, их жанр. 3. Работа по теме урока. Можно ли, глядя только на обложки книг, определить героев его произведений? (ответы детей) Да, героями книг И. Крылова являются животные и различные предметы. Сегодня мы познакомимся с произведением “Лебедь, рак и щука” (на доске картинки этих животных). Это лебедь, рак и щука (учитель показывает) – герои произведения. Что же общего у них? (их жизнь связана с водой). Послушайте произведение (учитель читает наизусть). Что же заставило вас улыбнуться? (глупые герои тянули в разные стороны). Каким был ваш смех? Случайно ли Крылов подобрал этих героев? (нет. Они все живут в воде и могли бы воз сдвинуть с места). 4. Выявление жанра произведения. Что же я прочитала: стихотворение, сказку или что-то другое? Назовите признаки стихотворения (рифма) Докажите, что события, о которых вы узнали, могли произойти в сказке (герои – животные) Это не стихотворение и не сказка, а как назвать? (вывешиваю слово БАСНЯ) Попробуйте объяснить, что такое басня. Сравните свои мысли с объяснением в учебнике “Литературное чтение”, стр. 49. Итак (на доске таблица): Басня – краткое иносказательное стихотворение. Прочитайте первые три строчки басни и попробуйте их объяснить. Подумайте, похожи ли они на пословицу? Чем? (похожи, как и пословица содержат поучительный смысл) Эти слова учит, наставляют. Это МОРАЛЬ басни или поучение. Она может быть в начале или в конце басни, значит, Басня – поучительное краткое иносказательное стихотворение. 5. Составление модели. Откройте карточки-помощницы и определите, как мы обозначим новый жанр – басня. (Один у доски моделирует обложку) По жанру – басня, тема – животные, значит, треугольник коричневого цвета. Кого подразумевает автор под образами животных? Какие пороки высмеивает автор? 4. Чтение басни учениками, работа над конкретным содержанием. Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы сдвинуть с места и свезти? (Товарищи) Чего же им не хватило? (Согласия) Прочитайте об этом. Рабочая тетрадь № 1 “Литературное чтение”, стр. 22, вопрос № 2 Укажи стрелочкой близкие по смыслу слова к слову СОГЛАСИЕ А как вы понимаете слово ЛАД.(Карточка с этим словом вывешивается на доску) Прочитайте в учебнике объяснение этого слова. О каком же событии рассказал Крылов? (“Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись”) Как вы понимаете слово ПОКЛАЖА? (Карточка с этим словом вывешивается на доску) Прочитайте в учебнике объяснение этого слова и проверьте своё мнение. Назовите героев басни, запишите их в тетрадь (вопрос № 1). Прочитайте слово, которое помогает увидеть образ лебедя в басне (“Лебедь рвётся в облака.” Он стремительный, упрямый) А рак? (“Рак пятится назад”. Он неторопливый, видит только свою дорогу) Найдите и прочитайте слово, которое помогает увидеть образ щуки. (“Щука тянет в воду”. Она тоже делает своё дело) Рабочая тетрадь стр. 22 вопрос № 4. Самостоятельно укажите стрелочкой, кто и что делает. Найдите и прочитайте слова, которые помогают увидеть усердие животных. (“Из кожи лезут вон”) Как вы понимаете эти слова? (Значит прикладывают много усилий) А есть ли результат? (Нет) А как об этом сказал Крылов? (“А воз и ныне там”) Это выражение из басни мы часто используем в своей речи, доже не задумываясь о его значении. Такие выражения называются КРЫЛАТЫМИ. А воз и ныне там – значит работа не двигается с места. Какие же недостатки высмеивал Крылов? (Несогласованность действий) 5. Физминутка. Превратимся в одного из героев басни. Лебеди летят, Крыльями машут. Спустились над водой, Качают головой. Гордо и прямо умеют держаться И тихо-тихо на воду садятся. 6. Составление цепочки событий, использование “заместителей” (На доске) Что же доказывает нам эта схема? (Действия героев были несогласованными). Как же следует читать басню? (Приложение 6) 7. Чтение басни вслух учениками (1-2 ученика) 8. Работа над произведением Л. Толстого “Страшный зверь” Сейчас мы познакомимся с человеком, прожившим долгую жизнь, написавшим много книг для детей. (Портрет вывешивается). Это Лев Николаевич Толстой. Среди его произведений есть и басни. Одну из них вы сейчас послушаете. Попробуйте доказать, что речь действительно идёт о басне.(Чтение басни “Страшный зверь” учителем) (Это басня, потому что героями являются животные. Это поучительное произведение) – Какая мораль у этой басни? (Пословица на доске: Гладка шёрстка, Да коготок остёр) Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? Подходит ли пословица к этой басни? Почему вы так решили? Учебник, стр.51, чтение вывода. “В басне Л.Н. Толстого “Страшный зверь” мораль спрятана в тексте. Её нужно понять и объяснить” – Чтение басни про себя. Какой вы представили себе мышку? Укажите ответ в тетради, стр. 23, вопрос № 4, или придумайте свой вариант.(Глупая, маленькая) Как рассказывала о петухе? А о коте? Тетрадь, стр. 22, вопрос № 2 Страшный Кот Добрый Петух Кем же она любуется? А кого боится? Рассмотрите иллюстрации, стр. 50 Прочитайте последние слова мыши. Где же мораль? (Здесь скрытая мораль) Стр. 51 учебника, правило. В чём же поучительный смысл? 9. Подготовка и чтение по ролям. Найдите слова автора, старой мыши, мышки. Читаем по ролям (3 человека у доски) Что она имела в виду? (Страшнее кошки для мышей зверя нет) 10. Сравнение двух басен. Обобщение. С какими произведениями мы познакомились. Что общего между ними? (Басни. Есть мораль-поучение) Чем отличаются? (Басня “Лебедь, Щука и Рак” написана в стихотворной форме, басня “Страшный зверь” в прозаической. В басне И. Крылова мораль находится вначале, в басне Л. Толстого мораль спрятана в тексте.) Что же такое басня? (К определению на доске добавляется словосочетание ИЛИ РАССКАЗ) Чему нас учат басни? Были ли у вас в жизни подобные ситуации? Какая вам басня понравилась больше? Почему? И. А. Крылов, Л. Толстой в своих баснях давали нам советы, как жить. Они хотели, чтобы люди, которые прочитают их басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Многие поколения людей воспитывались на баснях, любили басни и самих баснописцев. И.А. Крылову (показывается фотоснимок памятника) в 1855 году в Петербурге на средства жителей города решено было поставить памятник. Каким его создал скульптор Пётр Карлович Клодт? 11. Задание на дом. Стр. 48-51, подготовиться к конкурсу чтецов. 1 ряд: написать письмо баснописцам. 2 ряд: вылепить персонажей басен. 3 ряд: сочинить свою басню по какому-нибудь случаю из своей жизни. Урок окончен. | |
|
Всего комментариев: 0 | |