Главная » 2015 Март 20 » Сценарий литературной викторины Л.Н. Толстой для дошкольников
17:52 Сценарий литературной викторины Л.Н. Толстой для дошкольников | |
Цели: Познакомить с поучительными рассказами Л.Н.Толстого. Продолжить учить находить главную мысль; отрабатывать навыки осмысленного, правильного чтения; развивать память, внимание. Воспитывать любовь к животным, бережное и ответственное поведение по отношению к ним. Оформление: портрет Л.Н. Толстого, подборка его произведений, карточки с пословицами. Ход урока 1. Организационный момент 2. Актуализация знаний Учитель: Чей портрет вы видите? (На доске портрет Л.Н. Толстого.) – Посмотрите на портрет, вглядитесь в черты его лица. Каким вы он представляется вам по характеру? – Что вы знаете о Льве Николаевиче Толстом? Ученик: Л.Н. Толстой родился в 1828 г. в семье дворянина. В семье Толстых было пятеро детей: четверо братьев и одна сестра. Мальчик остался без мамы, когда ему было 2 года. Детей воспитывала их тетя. Дети бережно относились друг к другу, были дружны, любили и умели играть. Любимой игрой была знаменитая “зеленая салочка”, которую надо было найти в саду, чтобы стать счастливым. Ребята издавали домашний рукописный журнал “Детские забавы”. – Л.Н. Толстой родился в 1828 г. – почти 200 лет назад – в семье дворянина. Он прожил 82 года и свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. – Л.Н. Толстой был разносторонне развитым человеком, он изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное он любил детей. В то время было мало школ, и учиться могли только дети знатного рода. Вернувшись в Ясную Поляну, он открыл школу для сельских ребятишек. Сам написал для них учебники. Этому труду он посвятил 14 лет. Как признавался писатель, он положил на неё труда и любви больше, чем на все, что делал до сих пор. Выставка книг. 3. Задачи урока – Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, будем учиться определять главную мысль автора, которую он хочет донести до своих читателей. – Что такое рассказ? (Рассказ – это малая форма прозы, берет свое начало от таких фольклорных жанров, как сказка и притча.) – Какие бывают рассказы? (Художественные, научные, художественно-научные, повесть (быль)). – Чем прочитанные рассказы Л.Н. Толстого, отличаются от тех, которые мы читали раньше? (Носят поучительный характер.) – Какой жанр устного народного творчества поучительного характера вы уже знаете? Как называются короткие и мудрые высказывания? (Пословицы и поговорки.) 4. Целеполагание – На доске написаны части пословиц, попробуйте их собрать, чтобы получились верные высказывания. Нет друга ищи, Друг в беде – Кто скоро помог, а нашел береги. настоящий друг. тот дважды помог. – Какой смысл вложил народ в эти пословицы? – Какой темой они объединены? (О дружбе, об ответственности перед друзьями.) – Великий французский писатель А.де Сент-Экзюпери говорил: “Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Это эпиграф к нашему уроку. Я надеюсь, что в конце урока вы объясните смысл этих слов. О чем сегодня будем читать? Ответы детей. 5. Работа с текстом до чтения – Убрав каждую третью букву, вы узнаете название произведения, которое мы будем читать? Кобтёлнодк – Опираясь на название и опорные слова, попробуйте предположить, о чем будет это произведение? Дети Амбар Котенок Выбрали Забыли Собаки Отогнал – Какое из этих слов для вас незнакомо? 6. Первичное чтение Словарная работа: подле амбара, во весь дух. – Верными ли оказались ваши предположения? – Понравился ли вам рассказ? – Кто больше понравился? Почему? (Ответы детей.) 7. Работа с текстом во время чтения (Чтение по абзацам.) – Прочитаем рассказ ещё раз, обратим внимание на слова, которые помогают увидеть образы героев, понять идею автора. – С чего начинаются события в рассказе? – Как дети относились к кошке? – Что значит пропала? Искали её везде? – Как думаете, дети быстро сумели забыть о своей любимице? – Что привлекло внимание ребят? – Почему Вася полез на крышу? – Отчего Катя все время повторяла свой вопрос, не полезла на крышу за братом? – Как дети отнеслись к своей находке? – Что произойдет дальше? – Почему оставили у себя только одного котенка? – Опишите его. – Как характеризует тот факт, что родители нашли котятам новых хозяев? Почему автор указывает, что именно мать раздала котят? – Куда пошли дети? – Зачем они взяли с собой котенка? – Какую картину в этой части нарисовал нам Лев Николаевич? (Все кругом спокойно, котенок играет с травой, дети довольные рвут щавель). – Что-нибудь указывает на опасность? – Возникает ли чувство тревоги? – Что нарушило такую мирную картину? (Крик всадника.) – Какая беда грозила котенку? – Почему котенок не убежал от собак? (Он маленький, глупый.) – Как об этом пишет автор? – Как поступили дети? – Кто помог мальчику? – Почему мальчик больше с собой не брал котенка? 8. Физкультминутка 9. Работа с текстом после чтения – Назовите действующих лиц этого рассказа. – Какими автор изобразил детей? – Случайно ли то, что в его рассказе дети дружные и умеют играть? (Нет, в детстве он жил в дружной семье, где дети умели играть друг с другом.) – Кого автор изображает в центре рассказа? (Все события около котенка.) – Отсюда и название рассказа “Котенок”. – Какой момент рассказа изображен на иллюстрации? – Найдите это место в тексте и подтвердите свою мысль цитатой. – От чего возникла такая ситуация? – Какой момент в этом отрывке самый напряженный? (Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак.) – Почему Вася бросился спасать котенка? – Какая беда грозила самому мальчику? – Почему он не думал о себе? – Что вы можете сказать о Васе? Какой он? – Почему автор рассказал нам эту историю? В чем заключается главная мысль рассказа? – Какая из собранных вами пословиц больше подходит к рассказу? Объясните почему? – Приходилось ли вам защищать своих питомцев от более крупных животных? – Как вы можете объяснить слова Сент-Экзюпери, которые являются цитатой нашего урока? – Прочитаем рассказ выразительно. – В каком темпе будем читать рассказ? (Начало неторопливо; темп ускоряется, когда собаки хотят схватить котенка.) – Каким тоном? (Негромко, спокойно.) – С какой интонацией прочитаем о находке детей? (Радостно, с восторгом.) – …об опасности? (Передать голосом тревогу, напряженность, страх.) 10. Итог урока – С каким рассказом вы познакомились? – Когда вас дома спросят, о чем вы узнали, что вы расскажите? 11. Оценивание 12. Домашнее задание – Подготовьте выразительное чтение рассказа. Сделайте иллюстрации к тексту. Используйте их при пересказе. | |
|
Всего комментариев: 0 | |