Главная » 2015 » Март » 20 » Сценарий литературной викторины Л.Н. Толстой для дошкольников
17:52
Сценарий литературной викторины Л.Н. Толстой для дошкольников
Цели:

Познакомить с поучительными рассказами Л.Н.Толстого.
Продолжить учить находить главную мысль; отрабатывать навыки осмысленного, правильного чтения; развивать память, внимание.
Воспитывать любовь к животным, бережное и ответственное поведение по отношению к ним.

Оформление: портрет Л.Н. Толстого, подборка его произведений, карточки с пословицами.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний

Учитель: Чей портрет вы видите? (На доске портрет Л.Н. Толстого.)
– Посмотрите на портрет, вглядитесь в черты его лица. Каким вы он представляется вам по характеру?
– Что вы знаете о Льве Николаевиче Толстом?

Ученик: Л.Н. Толстой родился в 1828 г. в семье дворянина. В семье Толстых было пятеро детей: четверо братьев и одна сестра. Мальчик остался без мамы, когда ему было 2 года. Детей воспитывала их тетя. Дети бережно относились друг к другу, были дружны, любили и умели играть. Любимой игрой была знаменитая “зеленая салочка”, которую надо было найти в саду, чтобы стать счастливым. Ребята издавали домашний рукописный журнал “Детские забавы”.

– Л.Н. Толстой родился в 1828 г. – почти 200 лет назад – в семье дворянина. Он прожил 82 года и свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире.

– Л.Н. Толстой был разносторонне развитым человеком, он изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное он любил детей. В то время было мало школ, и учиться могли только дети знатного рода. Вернувшись в Ясную Поляну, он открыл школу для сельских ребятишек. Сам написал для них учебники. Этому труду он посвятил 14 лет. Как признавался писатель, он положил на неё труда и любви больше, чем на все, что делал до сих пор.

Выставка книг.
3. Задачи урока

– Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, будем учиться определять главную мысль автора, которую он хочет донести до своих читателей.
– Что такое рассказ? (Рассказ – это малая форма прозы, берет свое начало от таких фольклорных жанров, как сказка и притча.)
– Какие бывают рассказы? (Художественные, научные, художественно-научные, повесть (быль)).
– Чем прочитанные рассказы Л.Н. Толстого, отличаются от тех, которые мы читали раньше? (Носят поучительный характер.)
– Какой жанр устного народного творчества поучительного характера вы уже знаете? Как называются короткие и мудрые высказывания? (Пословицы и поговорки.)
4. Целеполагание

– На доске написаны части пословиц, попробуйте их собрать, чтобы получились верные высказывания.

Нет друга ищи,
Друг в беде –
Кто скоро помог, а нашел береги.
настоящий друг.
тот дважды помог.

– Какой смысл вложил народ в эти пословицы?
– Какой темой они объединены? (О дружбе, об ответственности перед друзьями.)
– Великий французский писатель А.де Сент-Экзюпери говорил: “Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Это эпиграф к нашему уроку. Я надеюсь, что в конце урока вы объясните смысл этих слов. О чем сегодня будем читать?

Ответы детей.
5. Работа с текстом до чтения

– Убрав каждую третью букву, вы узнаете название произведения, которое мы будем читать?

Кобтёлнодк

– Опираясь на название и опорные слова, попробуйте предположить, о чем будет это произведение?

Дети
Амбар
Котенок
Выбрали Забыли
Собаки
Отогнал

– Какое из этих слов для вас незнакомо?
6. Первичное чтение

Словарная работа: подле амбара, во весь дух.

– Верными ли оказались ваши предположения?
– Понравился ли вам рассказ?
– Кто больше понравился? Почему? (Ответы детей.)
7. Работа с текстом во время чтения

(Чтение по абзацам.)

– Прочитаем рассказ ещё раз, обратим внимание на слова, которые помогают увидеть образы героев, понять идею автора.
– С чего начинаются события в рассказе?
– Как дети относились к кошке?
– Что значит пропала? Искали её везде?
– Как думаете, дети быстро сумели забыть о своей любимице?
– Что привлекло внимание ребят?
– Почему Вася полез на крышу?
– Отчего Катя все время повторяла свой вопрос, не полезла на крышу за братом?
– Как дети отнеслись к своей находке?
– Что произойдет дальше?
– Почему оставили у себя только одного котенка?
– Опишите его.
– Как характеризует тот факт, что родители нашли котятам новых хозяев? Почему автор указывает, что именно мать раздала котят?
– Куда пошли дети?
– Зачем они взяли с собой котенка?
– Какую картину в этой части нарисовал нам Лев Николаевич? (Все кругом спокойно, котенок играет с травой, дети довольные рвут щавель).
– Что-нибудь указывает на опасность?
– Возникает ли чувство тревоги?
– Что нарушило такую мирную картину? (Крик всадника.)
– Какая беда грозила котенку?
– Почему котенок не убежал от собак? (Он маленький, глупый.)
– Как об этом пишет автор?
– Как поступили дети?
– Кто помог мальчику?
– Почему мальчик больше с собой не брал котенка?
8. Физкультминутка
9. Работа с текстом после чтения

– Назовите действующих лиц этого рассказа.
– Какими автор изобразил детей?
– Случайно ли то, что в его рассказе дети дружные и умеют играть? (Нет, в детстве он жил в дружной семье, где дети умели играть друг с другом.)
– Кого автор изображает в центре рассказа? (Все события около котенка.)
– Отсюда и название рассказа “Котенок”.
– Какой момент рассказа изображен на иллюстрации?
– Найдите это место в тексте и подтвердите свою мысль цитатой.
– От чего возникла такая ситуация?
– Какой момент в этом отрывке самый напряженный? (Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак.)
– Почему Вася бросился спасать котенка?
– Какая беда грозила самому мальчику?
– Почему он не думал о себе?
– Что вы можете сказать о Васе? Какой он?
– Почему автор рассказал нам эту историю? В чем заключается главная мысль рассказа?
– Какая из собранных вами пословиц больше подходит к рассказу? Объясните почему?
– Приходилось ли вам защищать своих питомцев от более крупных животных?
– Как вы можете объяснить слова Сент-Экзюпери, которые являются цитатой нашего урока?
– Прочитаем рассказ выразительно.
– В каком темпе будем читать рассказ? (Начало неторопливо; темп ускоряется, когда собаки хотят схватить котенка.)
– Каким тоном? (Негромко, спокойно.)
– С какой интонацией прочитаем о находке детей? (Радостно, с восторгом.)
– …об опасности? (Передать голосом тревогу, напряженность, страх.)
10. Итог урока

– С каким рассказом вы познакомились?
– Когда вас дома спросят, о чем вы узнали, что вы расскажите?
11. Оценивание
12. Домашнее задание

– Подготовьте выразительное чтение рассказа. Сделайте иллюстрации к тексту. Используйте их при пересказе.
Категория: Сценарий | Просмотров: 409 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar