Главная » 2015 Март 19 » Сценарий литературного вечера по Некрасову для пожилых
16:27 Сценарий литературного вечера по Некрасову для пожилых | |
Цели и задачи Образовательные: усвоение учащимися понятия композиция произведения; усвоение понятия эпиграф. Развивающие: развивать умение логически излагать мысли при составлении плана произведения; развивать приемы анализа ; развивать эмоции; развивать культуру речи; Воспитывающие: обеспечивать воспитание патриотизма; содействовать воспитанию коллективизма; воспитание творчества. Оборудование ИКТ, мультимедийный проектор, презентация (Приложение 1). маршрутные листы (Приложение 2). музыкальное сопровождение. На доске. Композиция произведения – построение произведения, расположение и соотношение его частей. Эпиграф – цитата, помещаемая перед произведением с целью указать смысл произведения или отношение автора к произведению. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Постановка задач. – Сегодня на уроке мы окажемся пассажирами поезда. А свои наблюдения вы будете записывать в маршрутные листы, которые лежат перед вами на парте. В конце урока я соберу ваши работы, и каждому будет выставлена оценка за сегодняшний урок. Подпишите свой лист. (Ф.И.) – А сейчас послушайте стихотворение Владимира Набокова и определите его тему. (Стихотворение наизусть читает ученик.) Как часто, как часто я в поезде скором. Как часто, как часто я в поезде скором сидел и дивился плывущим просторам и льнул ко стеклу холодеющим лбом!.. И мимо широких рокочущих окон свивался и таял за локоном локон летучего дыма, и столб за столбом проскакивал мимо, порыв прерывая взмывающих нитей, и даль полевая блаженно вращалась в бреду голубом. И часто я видел такие закаты, что поезд, казалось, взбегает на скаты крутых огневых облаков и по ним спускается плавно, взвивается снова в багряный огонь из огня золотого,- и с поездом вместе по кручам цветным столбы пролетают в восторге заката, и черные струны взмывают крылато, и ангелом реет сиреневый дым. – Кто определил тему этого стихотворения? (Скорый поезд.) – А как называется дорога, по которой ходят поезда? (Железная дорога.) 3. Формулировка темы и цели. – Пропустите вторую строку вашего маршрутного листа и в третьей строке запишите словосочетание железная дорога. Можно написать большими буквами, цветными карандашами, фломастерами. – Как это словосочетание соотносится с темой нашего урока? – Раз это название произведения, как его нужно написать? (В кавычках.) – Действительно, сегодня на уроке мы обратимся к стихотворению Н.А. Некрасова “Железная дорога”. И будем не просто читать произведение, но и анализировать его построение. Как называется построение произведения? (На доске определение.) (Композиция.) – А если мы хотим выяснить отличие данной композиции от других, ее особенный образ, как это назвать? (Своеобразие.) – Сформулируйте целиком тему нашего урока. Тема: “Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова “Железная дорога””. – Запишите тему урока в маршрутный лист. – Какова же цель урока? Цель: Выяснить, из каких частей состоит произведение и в чем значение каждой части. 4. Новый материал. 1) Работа с эпиграфом. – Что предваряет текст стихотворения (эпиграф). (Табличка со словом эпиграф вывешивается на доску. Дети заносят слово в маршрутный лист.) – Что такое эпиграф (определение на доске). – Послушайте эпиграф и подумайте, в чем его необычность. (Читает учитель.) – В чем необычность эпиграфа? (Написан в форме диалога.) – Кто участвует в диалоге? (Отец и сын.) – По словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный случай. Как-то осенью автору удалось услышать в поезде разговор отца и сына о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга, названную впоследствии Николаевской. Услышав ответ отца, что дорогу эту построил граф Клейнмихель, Некрасов счел нужным вмешаться в разговор, и затем в стихотворении устами лирического героя решил открыть правду мальчику-попутчику Ване, кто является настоящим строителем железной дороги. – Как бы вы озаглавили эпиграф? (Разговор отца и сына в вагоне.) – Запишите название эпиграфа в маршрутный лист. Работа в парах. – Поработайте в парах, обсудите, какие чувства вызвал у вас эпиграф, какие цвета вы в нем заметили. Выводы запишите в листах. – На что настраивает нас эпиграф? Можно ли предположить, о ком пойдет речь в стихотворении? (Эпиграф говорит нам о графе Петре Андреевиче Клейнмихеле.) – А пойдет ли речь действительно об этом человеке или нет, мы узнаем из самого произведения. – Присаживайтесь поудобнее. Мы отправляемся в путь. (Свисток.) 2) Чтение и анализ первой части. (Первую часть читает наизусть ученик.) – С чем вы познакомились? (С первой частью стихотворения.) – Составляем композицию произведения. Запишем: первая часть. – Что вы увидели в первой части? (Картины осенней природы, мелькающие за окнами вагона.) – Как можно озаглавить эту часть? Запишите название в маршрутный лист. (Картины природы за окном вагона.) – Природа предстает перед нами во всем великолепии. А какие художественные приемы помогают создать всю прелесть осеннего пейзажа? ? (Эпитеты: славная осень, здоровый, ядреный воздух, лед неокрепший, речка студеная, морозные ночи. Сравнения: лед словно тающий сахар, листья лежат, как ковер, выспаться можно около леса, как в мягкой постели.) – Поработайте в парах. Запишите, какие чувства вызвала у вас эта часть и какие краски вы в ней увидели. (Радость, восторг, покой. Серебристый, синий, янтарно-желтый.) – Каким стихотворным размером написано стихотворение? (4-х стопный дактиль.) – Дактиль очень напоминает стук колес поезда. – Поезд весело мчался по рельсам, а поэт думал думу свою. А вот какую думу он думает , мы узнаем из второй части стихотворения. 3) Анализ второй части. – Движемся дальше. (Свисток.) – Читаем вторую часть. (Читает заранее подготовленный ученик.) – Что хотел показать здесь автор? (Правду.) Почему “правда”, сказанная генералом в эпиграфе, не устраивает автора? Почему он решил высказать свою правду? – Озаглавьте эту часть. (Правда о строительстве железной дороги.) – Каким был труд рабочих на строительстве этой дороги? – Послушаем сообщение из истории, кто строил эту дорогу и в каких условиях. (Пять учащихся дают сообщения из истории.) На работы подрядчики нанимали как крепостных крестьян, так и государственных. Контракты между подрядчиком и помещиком заключались без юридического участия крепостных крестьян. Часть заработанных денег они должны были отдать помещику в качестве оброка. Государственный крестьянин заключал договор самостоятельно, но ввиду массовой неграмотности, зачастую не мог его прочесть и верил агенту на слово. Большинство строителей вербовались на период с 1 мая по 1 ноября. Иногда работы производились и зимой. Рабочие жили в шалашах или землянках, реже в бараках. Рабочий день длился всё светлое время суток, в середине дня полагался двухчасовой перерыв на обед и отдых. На земляных работах нормы выработки доходили до 9,2 м³ грунта в сутки вместе с его перемещением на определённое расстояние. Контракты не предусматривали заработной платы, она определялась на месте для каждой артели, в зависимости от её специальности. В случае болезни с работника вычиталось ежедневно по 15 копеек на питание и 5 копеек на лазарет. Во всех случаях вычетов зарплаты (болезнь, штраф, невыход на работу, невыполнение нормы) рабочие отвечали друг за друга круговой порукой – деньги вычитались из заработка всей артели. Рабочий, в зависимости от выполняемой работы, мог заработать от 17 до 35 рублей за сезон при бесплатном питании. – Какой царь встретился нам во второй части? (Голод.) – Почему Некрасов называет голод царем? (Именно голод заставляет рабочих идти на эти каторжные работы, чтобы хоть что-то заработать и прокормить себя и свою семью.) – Все ли выдерживали такие условия работы? – В какой строке поэт говорит об этом? (Многие в страшной борьбе, к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе.) – На чем была построена эта дорога? (На костях рабочих.) – Мертвые не могут ничего рассказать. Поэтому Некрасов вводит прием “видение во сне”. Ваня под убаюкивающий стук колес поезда засыпает, и во сне он видит умерших строителей, которые рассказывают ему о своей жизни. – Как строители относятся к своему труду? (Любо нам видеть свой труд.) – Как понимаете эти строки? (Гордятся тем, что сделали.) – Действительно, им было чем гордиться. Николаевская железная дорога была первой в России. – Поэт в этой части не скрывает правды о тяжелейшем труде строителей, о многочисленных жертвах, о том, что дорога эта построена на человеческих костях. Однако, заканчивает эту главу поэт верой. Во что? (Вынес достаточно русский народ…) – А с каким обращением к нам, читателям, обращается поэт в этой главе? (Благослови же работу народную и научись мужика уважать.) – Как соотносятся первая и вторая часть стихотворения? Если в первой части – настроение радости, бодрости, она расцвечена красками, то что можете сказать про вторую часть? Работа в парах. – Поработайте в парах. Сформулируйте свои впечатления от этой части, какие краски вы увидели в этой части? Физкультминутка. 4) Чтение и анализ третьей части. – Посмотрим, как будут развиваться события. Двигаемся дальше. (На доске вывешивается табличка: третья часть.) – Читаем третью часть. (Читает заранее подготовленная ученица.) – Что увидели в этой части? (Спор поэта и генерала.) – Озаглавьте эту часть. Запишите название. – Каковы взгляды генерала на народ? (Он их называет варварами, диким скопищем пьяниц.) – Генерал утверждает, что народ способен только разрушать, но не создавать. Согласны ли вы с его мнением? Работа в парах. – Проанализируйте эту часть в своих маршрутных листах. На чьей стороне вы в этом споре? 5) Чтение и анализ четвертой части. – Мы подходим к последней части стихотворения. (Вывешивается: четвертая часть.) – Читаем четвертую часть. – Поэт обещает в этой части показать светлую сторону жизни. И должно бы быть все в ярких красках. Однако, только один герой здесь изображен в красках. Кто? (Лобазник.) – А какими красками изображены другие герои? (Они бесцветны.) – Единственные цвета несут в себе слова: мертвые в землю зарыты; больные скрыты в землянках. (Серый цвет.) – Действительно ли отрадна, то есть радостна, картина, которую нарисовал Некрасов в конце стихотворения? – Почему радость рабочих вызывает у нас, читателей, горькую усмешку? (В очередной раз рабочих обманули, а они рады бочке вина.) Работа в парах. – Озаглавьте эту часть, какие чувства у вас она вызвала, какие краски вы можете в ней отметить? 6) Вывод: – Характеризуя природу, вы отмечали ее многоцветье. Ни один цвет в описании природы не противопоставлен другому. Почему? (В природе все гармонично.) – А так ли гармонично все в мире людей? – В описании людей какие цвета, по вашему мнению, противопоставлены? (Красный – мрачный, серый.) – При описании кого поэт использовал красный цвет? А серый, мрачный? – Почему генерал и лобазник противопоставлены мужикам-строителям? (1 группа – богатые, обеспеченные; 2 – нищие, бесправные.) На доске: Генерал Мужики-строители Лобазник – А вот железная дорога. С кем вы соотнесете железную дорогу. Без кого железная дорога не была бы построена? – Так кто настоящий создатель железной дороги? (Мужики-строители, народ.) – И нам есть, чем гордиться. Давайте посмотрим, как за 150 лет изменилась ситуация с железными дорогами в России. (Презентация.) – А кто создал эту огромную сеть железных дорог в России? (Рабочие-строители.) Альберт Эйнштейн говорил: “Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее”. – Именно этими словами мне и хотелось бы закончить сегодняшний урок. – Закончите свои маршрутные листы, запишите выводы. Домашнее задание: Выучить из второй главы три последние строфы со слов: “Эту привычку к труду благородную…” | |
|
Всего комментариев: 0 | |