Главная » 2015 Март 25 » Сценарий литературного вечера по Лермонтову для старшеклассников
16:24 Сценарий литературного вечера по Лермонтову для старшеклассников | |
Цели: Образовательные: познакомить учащихся с историей создания поэмы”Мцыри”, выявить структурные особенности произведения; Развивающие: развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы. Воспитывающие: воспитывать интерес к творчеству поэта. Тип урока: формирование знаний и умений. Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова художника П. Заболотского, иллюстрации к поэме “Мцыри”, карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2005. План урока Организационный момент Мотивация (работа с портретом) Актуализация ранее изученного материала. Организация совместного целеполагания. Формирование знаний и умений. А) сообщение ученика (индивидуальное задание) Б) эвристическая беседа В) проверочная работа Г) сообщение ученика (индивидуальное задание) Д) создание проблемной ситуации Е) эвристическая беседа Ж) лексическая работа Закрепление знаний и умений. А) групповая работа Б) аналитическая беседа Рефлексия. А) цифровой диктант Б) упражнение “Незаконченные предложения” Организация домашнего задания. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Мотивация. – О творчестве какого поэта пойдет речь сегодня на уроке? Детство поэта было омрачено ранней смертью матери, разлукой с отцом. Его воспитанием занималась бабушка. Прожил короткую жизнь, но успел написать много прекрасных поэм, стихотворений. Некоторые из них вдохновили композиторов на создание романсов, опер. – Всмотритесь в изображение Лермонтова, написанного художником П. Заболотским в 1837 году. – Что старался передать художник в портрете поэта? (художник старательно пытался передать выражение глаз поэта). – Почему? (Глаза – зеркало души. Именно они помогают передать внутренний мир человека.). 3. Актуализация ранее изученного материала. – Чувство одиночества сопровождало Лермонтова постоянно, и это чувство он передает во многих своих произведениях. – Какие из них вы помните? Какие знаете наизусть? (чтение 1 стихотворения) – Какие произведения на исторические темы вы читали? (“Бородино”, “Песня про купца Калашникова”.) – Почему поэт обращался к историческим событиям, историческим личностям? (Его интересуют вечные проблемы чести и достоинства, власти и народа, личной воли и традиционной морали. В прошлом он старался найти идеалы, чтобы показать, как измельчало нынешнее поколение.) 4. Слово учителя. Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни. Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей. Одним из них является герой поэмы “Мцыри”, которую мы начинаем изучать. 5. Сообщение темы урока (запись на доске темы урока и эпиграфа ), формулировка цели. Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. М.Ю.Лермонтов “Мцыри” 6. Формирование знаний и умений. А) Индивидуальное задание (сообщение ученика). История создания поэмы. Б) Эвристическая беседа по прочитанной поэме. Цель – выявить отношение учащихся к произведению Лермонтова. – Каким вы назовете главное настроение поэмы? – Какие сцены в поэме наиболее запомнились? – Каким вы представляете себе главного героя? Вывешивается портрет Мцыри – Какие чувства вызывает он у вас? Менялись ли они в процессе чтения? – По жанру Мцыри – поэма. Вспомните определение поэмы. Поэма – лиро-эпическое произведение, имеющее сюжетную линию и выражающее чувства лирического героя (переживания автора). – В этом году мы познакомились с тремя литературными направлениями. Кто их помнит? – К какому направлению вы отнесли бы поэму “Мцыри” и почему? (Романтизм, т.к. Мцыри одинок, имеет яркий характер, стремится к свободе, его не понимает общество монахов. Кроме того, оказывается в необычайной обстановке, действие происходит на фоне яркой природы.) В) Проверочная работа. – Выяснить особенности поэмы невозможно без знания литературоведческой терминологии. Поэтому проведем небольшую проверочную работу (Приложение 1). В карточках вам нужно установить соответствия литературоведческих терминов и их значений. – Идею произведения позволяет раскрыть эпиграф. – Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане. Познакомимся с этой легендой. Г) Индивидуальное задание. (сообщение ученика “Легенда о царе Сауле”). – Как вы думаете, с какой интонацией – смирения или протеста произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу? – Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение “Родина бывает одна”. – Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии? (“Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю”)? Д) Создание проблемной ситуации. – Как эпиграф связан с темой произведения? Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней: И в час ночной, ужасный час. Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал. Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость? – Определите идею. Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре. Е) Эвристическая беседа. Сюжет и композиция поэмы. – В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах? (Раскрыть сложные переживания героя, когда он был на свободе.) – Что видел Мцыри на свободе? (6-я глава.) – Что делал он, вырвавшись из монастыря? (8-я глава.) – Что узнал о себе герой за три блаженных дня? Что он человек, для чего создан, зачем живет. – Каков сюжет поэмы? – В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана. Давайте определим, как построена поэма. (Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни.) Вывод: таким образом композиция рамочная – Как вы думаете, почему повествование передано герою? (В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Его монолог позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил (“душу можно ль рассказать? – обращается он к монаху). Ж) Лексическая работа. – Определите лексическое значение слова “исповедь”. Слово “исповедь” имеет следующее значение: 1. покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь; 2. сообщение своих мыслей, взглядов. – В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме? 7. Закрепление знаний и умений. А) Групповая работа (в парах) – Композиция монолога – исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, составьте схему композиции. (Приложение 2) Б) Аналитическая беседа. (Главы 3, 4, 5 – Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, “душой – дитя, судьбой – монах”, он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления. Главы 6, 7 – Мцыри рассказывает, что он увидел “на воле”. Открытый им чудный мир резко противопоставлен мрачному виду монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вечных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура. С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри. Главы 25–26 – прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли – о родине, свободе, жизни. 8. Рефлексия. А) Цифровой диктант Согласны ли вы, что: 1. Местом действия поэмы выбран Кавказ, так как природа Кавказа сродни натуре главного героя? Да – 1 Нет -0 2. Сюжет поэмы составляют внешние мотивы поведения героя. Да – 1 Нет – 0 3. События трехдневных скитаний Мцыри показаны только через общение с природой. Да – 1 Нет – 0 – Какая цифра у вас получилась? (100) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 %. Б) Упражнение “Незаконченные предложения”: В какой степени и чем был полезен для тебя урок? Доволен ли ты тем, как прошел урок? Какое задание урока понравилось тебе больше всего? 9. Организация домашнего задания: Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”. раскрыть значение слова свобода по словарю. Ответить на вопросы: Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.) Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение. Отметить художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении своего героя. Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему? | |
|
Всего комментариев: 0 | |