Главная » 2015 » Март » 25 » Сценарий литературного вечера по Лермонтову для пожилых
16:23
Сценарий литературного вечера по Лермонтову для пожилых
Цели урока:

Дать представление о личности поэта М.Ю. Лермонтова, расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, подчеркнуть яркую индивидуальность его поэтического гения.
Развитие навыков монологической речи учащихся, выразительного чтения наизусть стихотворений М.Ю. Лермонтова, аналитической работы с поэтическими текстами.
Вызвать сожаление у ребят о ранней гибели поэта, воспитать бережное отношение к поэтическому наследию М.Ю. Лермонтова.

Ход урока

Перед началом урока в грамзаписи звучит вальс к драме М.Ю. Лермонтова “Маскарад”

Сообщение учителем даты, темы, целей урока.
Работа с тестовым заданием, которое проверяет выполнение домашнего задания. (тест прилагается) На выполнение теста отводится 6-7 минут.
Доклад ученицы, содержащий информацию о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Во время выступления ученицы на экране проходит демонстрация портретов поэта, портретов его родственников, изображение интерьера комнат барского дома и окрестностей Тархан.
Работа с текстами стихотворений М.Ю. Лермонтова. Ученики дома получили индивидуальные задания: выучить наизусть понравившееся стихотворение из учебника-хрестоматии и дать анализ стихотворного текста. В ходе работы с текстами произведений поэта ребята должны сделать вывод об основных направлениях его творчества.

1. Стихотворение “Ангел” – Родионова И.

Какова тема этого стихотворения?
В чем вы видите идею этого стихотворения
Какие средства художественной выразительности использует автор в этом стихотворении?

Для всех учеников этот стандартный набор вопросов.

После прочтения ученицей этого стихотворения звучит в аудиозаписи романс “Ангел”.

2. Стихотворение “Поэт” – Свотина А.

Если вы согласны с тем, что стихотворение “Поэт” романтическое, то подтвердите правоту этой позиции анализом его лексики
Какие эпитеты, метафоры и другие лексические средства отражают представления юного Лермонтова о художнике-творце и свободе поэтического творчества?

3. “Нет, я не Байрон, я другой” – Шевцов В.

В чем вы видите основную мысль этого стихотворения?
Чего в этом стихотворении больше – ощущения трагизма личной судьбы или уверенности в своем избранничестве?
Что, по вашему, символизирует образ океана?

4. “Монолог” – Спирин А.

Какова тема данного стихотворения?
Какова идея?
Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

5. “И скучно, и грустно” – Шахбанова Х.

После прочтения ученицей этого стихотворения звучит романс “И скучно, и грустно”.

Какова тема данного стихотворения?
Какова идея?
Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

6. “Нет, не тебя так пылко я люблю” – Рыжков Д.

Какова тема данного стихотворения?
Какова идея?
Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

7. “Пленный рыцарь” – Кисляков С.

Какие мысли и чувства владеют лирическим героем этого стихотворения?
С помощью каких приемов они передаются? Приведите примеры из текста
Почему Пленному рыцарю и больно, и стыдно?
Чего он желает?

8. “На севере диком” – Набиев Н.

Какова тема данного стихотворения?
Какова идея?
Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

9. “Сон” – Рябухин М.

Какова тема данного стихотворения?
Какова идея?
Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

После прочтения ученицком этого стихотворения звучит это же стихотворение в исполнении артиста театра и кино в аудиозаписи.

10. “Парус” – Безменова О.

Какова тема данного стихотворения?
Какова идея?
Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

После прочтения ученицей этого стихотворения звучит в аудиозаписи романс “Парус”.

V. Попробуем сделать вывод и ответить на вопрос: какие основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова вы можете назвать в результате поиска и прослушивания стихотворений?

VI. Совершим виртуальную экскурсию в Тарханы и посмотрим фрагмент видеозаписи фильма “Прогулки по Тарханам”.

VII.. Выставление отметок и комментарии к ним

VIII. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение “Три пальмы”. Ответить на вопросы на стр. 193.

Тест по литературе ученика(цы) 9 класса ----------------------------------------

Творчество М.Ю. Лермонтова

I. Михаил Юрьевич Лермонтов жил:

А) 1814 – 1841
Б) 1824 – 1849
В) 1812 – 1837

II. Укажите количество стоп в стихе: “Сижу за решеткой в темнице сырой…”

А) 2 стопы
Б) 3 стопы

III. Определите период творчества, к которому относятся указанные стихотворения и поэмы М.Ю. Лермонтова:

“Мцыри”, “Что толку жить”
“Молитва”, “Завещание”

Романтический
Реалистический

IV. В строках стихотворения “Три пальмы:

…И гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей, –

Автор прибегает к:

А) олицетворению
Б) сравнению
Г) иронии

V. Стихотворение “Три пальмы” вызывает у читателя:

А) чувство горести, наводит на раздумья о добре и зле
Б) сожаление о поступках людей
В) интерес к путешествиям

VI. Определите мотивы (темы) лирики М.Ю. Лермонтова по группам названий стихотворений:

“И скучно, и грустно”, “Монолог”, “Выхожу один я на дорогу”
“Смерть поэта”, “Поэт”, “Нет, я не Байрон…”
“Родина”, “Бородино”, “Прощай, немытая Россия”
“Желание”, “Пленный рыцарь”, “Парус”
“Я к вам пишу”, “Нет, не тебя так пылко я люблю”, “Но я вас помню”

А) Тема поэта и поэзии
Б) любовная лирика
В) тема родины
Г) вольнолюбивая лирика
Д) философская лирика

VII. Найдите метафоры и сравнения в приведенных строках:

“В пространстве брошенных светил”
“Под ним Казбек, как грань алмаза”

А) метафора
Б) сравнение

Ключи к тесту М. Ю. Лермонтов

1. – А

2. – Б

3. – А – 1, В – 2.

4. – А

5. – А

6. – А – 2; Б – 5: В – 3; Г – 4; Д – 1

7. А – 1; Б – 2.
Категория: Сценарий | Просмотров: 287 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar