Главная » 2015 Март 25 » Сценарий литературного вечера по Лермонтову для пожилых
16:23 Сценарий литературного вечера по Лермонтову для пожилых | |
Цели урока: Дать представление о личности поэта М.Ю. Лермонтова, расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, подчеркнуть яркую индивидуальность его поэтического гения. Развитие навыков монологической речи учащихся, выразительного чтения наизусть стихотворений М.Ю. Лермонтова, аналитической работы с поэтическими текстами. Вызвать сожаление у ребят о ранней гибели поэта, воспитать бережное отношение к поэтическому наследию М.Ю. Лермонтова. Ход урока Перед началом урока в грамзаписи звучит вальс к драме М.Ю. Лермонтова “Маскарад” Сообщение учителем даты, темы, целей урока. Работа с тестовым заданием, которое проверяет выполнение домашнего задания. (тест прилагается) На выполнение теста отводится 6-7 минут. Доклад ученицы, содержащий информацию о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Во время выступления ученицы на экране проходит демонстрация портретов поэта, портретов его родственников, изображение интерьера комнат барского дома и окрестностей Тархан. Работа с текстами стихотворений М.Ю. Лермонтова. Ученики дома получили индивидуальные задания: выучить наизусть понравившееся стихотворение из учебника-хрестоматии и дать анализ стихотворного текста. В ходе работы с текстами произведений поэта ребята должны сделать вывод об основных направлениях его творчества. 1. Стихотворение “Ангел” – Родионова И. Какова тема этого стихотворения? В чем вы видите идею этого стихотворения Какие средства художественной выразительности использует автор в этом стихотворении? Для всех учеников этот стандартный набор вопросов. После прочтения ученицей этого стихотворения звучит в аудиозаписи романс “Ангел”. 2. Стихотворение “Поэт” – Свотина А. Если вы согласны с тем, что стихотворение “Поэт” романтическое, то подтвердите правоту этой позиции анализом его лексики Какие эпитеты, метафоры и другие лексические средства отражают представления юного Лермонтова о художнике-творце и свободе поэтического творчества? 3. “Нет, я не Байрон, я другой” – Шевцов В. В чем вы видите основную мысль этого стихотворения? Чего в этом стихотворении больше – ощущения трагизма личной судьбы или уверенности в своем избранничестве? Что, по вашему, символизирует образ океана? 4. “Монолог” – Спирин А. Какова тема данного стихотворения? Какова идея? Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? 5. “И скучно, и грустно” – Шахбанова Х. После прочтения ученицей этого стихотворения звучит романс “И скучно, и грустно”. Какова тема данного стихотворения? Какова идея? Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? 6. “Нет, не тебя так пылко я люблю” – Рыжков Д. Какова тема данного стихотворения? Какова идея? Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? 7. “Пленный рыцарь” – Кисляков С. Какие мысли и чувства владеют лирическим героем этого стихотворения? С помощью каких приемов они передаются? Приведите примеры из текста Почему Пленному рыцарю и больно, и стыдно? Чего он желает? 8. “На севере диком” – Набиев Н. Какова тема данного стихотворения? Какова идея? Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? 9. “Сон” – Рябухин М. Какова тема данного стихотворения? Какова идея? Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? После прочтения ученицком этого стихотворения звучит это же стихотворение в исполнении артиста театра и кино в аудиозаписи. 10. “Парус” – Безменова О. Какова тема данного стихотворения? Какова идея? Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? После прочтения ученицей этого стихотворения звучит в аудиозаписи романс “Парус”. V. Попробуем сделать вывод и ответить на вопрос: какие основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова вы можете назвать в результате поиска и прослушивания стихотворений? VI. Совершим виртуальную экскурсию в Тарханы и посмотрим фрагмент видеозаписи фильма “Прогулки по Тарханам”. VII.. Выставление отметок и комментарии к ним VIII. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение “Три пальмы”. Ответить на вопросы на стр. 193. Тест по литературе ученика(цы) 9 класса ---------------------------------------- Творчество М.Ю. Лермонтова I. Михаил Юрьевич Лермонтов жил: А) 1814 – 1841 Б) 1824 – 1849 В) 1812 – 1837 II. Укажите количество стоп в стихе: “Сижу за решеткой в темнице сырой…” А) 2 стопы Б) 3 стопы III. Определите период творчества, к которому относятся указанные стихотворения и поэмы М.Ю. Лермонтова: “Мцыри”, “Что толку жить” “Молитва”, “Завещание” Романтический Реалистический IV. В строках стихотворения “Три пальмы: …И гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студеный ручей, – Автор прибегает к: А) олицетворению Б) сравнению Г) иронии V. Стихотворение “Три пальмы” вызывает у читателя: А) чувство горести, наводит на раздумья о добре и зле Б) сожаление о поступках людей В) интерес к путешествиям VI. Определите мотивы (темы) лирики М.Ю. Лермонтова по группам названий стихотворений: “И скучно, и грустно”, “Монолог”, “Выхожу один я на дорогу” “Смерть поэта”, “Поэт”, “Нет, я не Байрон…” “Родина”, “Бородино”, “Прощай, немытая Россия” “Желание”, “Пленный рыцарь”, “Парус” “Я к вам пишу”, “Нет, не тебя так пылко я люблю”, “Но я вас помню” А) Тема поэта и поэзии Б) любовная лирика В) тема родины Г) вольнолюбивая лирика Д) философская лирика VII. Найдите метафоры и сравнения в приведенных строках: “В пространстве брошенных светил” “Под ним Казбек, как грань алмаза” А) метафора Б) сравнение Ключи к тесту М. Ю. Лермонтов 1. – А 2. – Б 3. – А – 1, В – 2. 4. – А 5. – А 6. – А – 2; Б – 5: В – 3; Г – 4; Д – 1 7. А – 1; Б – 2. | |
|
Всего комментариев: 0 | |