Главная » 2015 Март 19 » Сценарий литературного вечера по Цветаевой для старшеклассников
15:25 Сценарий литературного вечера по Цветаевой для старшеклассников | |
Ход урока 1. Постановка цели урока Сегодня на уроке мы вместе перелистаем страницы жизни и творчества великой поэтессы и проследим, как в стихах отразилась ее судьба. (Переходя по ссылке http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/822-cvetaeva-marina-ivanovna.html, учащиеся еще раз читают краткий обзор жизненного пути поэтессы и составляют ментальную карту “Трагическая судьба Марины Цветаевой”.) He смейтесь вы над юным поколеньем! Вы не поймете никогда, Как можно жить одним стремленьем, Лишь жаждой воли и добра... Вы не поймете, как пылает Отвагой бранной грудь бойца, Как свято отрок умирает, Девизу верный до конца! Так не зовите их домой И не мешайте их стремленьям – Ведь каждый из бойцов – герой! Гордитесь юным поколеньем! 1906 Эти строки написаны 14-летней девочкой, еще не осознававшей глубину своего поэтического таланта, но глубоко уверенной в своем праве на свободу, на самостоятельность, на уважение к себе как к личности. “Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16. Писала и французские, и немецкие. Литературных влияний не знаю, знаю человеческие… Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество” Откуда такая вызывающая самоуверенность в юной душе? Характер молодой Марины Цветаевой был нелегким – и для нее самой, и для окружающих. Интересны воспоминания по этому поводу одной из одноклассниц Цветаевой: “Это была ученица совсем особого склада. Не шла к ней ни гимназическая форма, ни тесная школьная парта ... Из её внешнего облика мне особенно запечатлелся нежный, “жемчужный цвет её лица, взгляд близоруких глаз с золотистым отблеском сквозь прищуренные ресницы. Короткие русые волосы мягко ложатся вокруг головы и округлых щек. Но, пожалуй, самым характерным для неё были движения, походка – легкая, неслышная. Она как-то внезапно, вдруг, появится перед вами, скажет несколько слов и снова исчезнет, а потом смотришь, вот она снова сидит на последней парте и, склонив голову, читает книгу. Она неизменно что-то читала или писала на уроках, явно безразличная к тому, что происходит в классе”. (Гиперссылки на документ Microsoft Office Word позволяют выстроить видеоряд взросления Марины.) Гордость и застенчивость, упрямство и непреклонность, мечтательность и несдержанность – вот что было типично для нее. “Страх и жалость (еще гнев, еще тоска, еще жалость) были главные страсти моего детства”. Между детьми драки возникали по любым поводам и часто разрешались кулаками. Главным поводом для ссор между сестрами было стремление к единоличному обладанию чем-нибудь, совсем не обязательно вещественным. Все, что хотела любить Марина Цветаева, она хотела любить одна: картинки, игрушки, книги, литературных героев. Все детство Цветаева читала запоем, не читала, а “жила книгами”, одно из первых ее стихотворений так и называется – “Книги в красном переплете”. (Гиперссылки на электронную библиотеку с проекцией текста на мультимедийную доску позволяют провести практическую работу по интерпретации поэтического произведения.) Почти двадцать лет (до замужества) она прожила в доме № 8 в Трехпрудном переулке. Этот дом Цветаева очень любила и называла “самым родным из всех своих мест”. В письме к чешской подруге Анне Тесковой она писала: “…Трехпрудный переулок, где стоял наш Дом, но это был целый мир, вроде именья, и целый психический мир – не меньше, а может быть и больше дома Ростовых, ибо дом Ростовых плюс еще сто лет…”. С другими детьми дети Цветаевых почти не общались, и весь мир сосредотачивался в Доме. Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года в семье ученого-филолога, профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева.. Мать Марины – наследница польско-немецких традиций, талантливый музыкант, ученица Рубенштейна. Родители, не были счастливы во втором браке. Несмотря на этот факт, у Марины и ее сестры Аси было счастливое детство. Но… “Счастливая, невозвратимая пора детства” кончилась в 1902 году. (Гиперссылка на электронную библиотеку стихотворение “Маме”.) МАМЕ В старом вальсе штраусовском впервые Мы услышали твой тихий зов, С той поры нам чужды все живые И отраден беглый бой часов. Мы, как ты, приветствуем закаты, Упиваясь близостью конца. Все, чем в лучший вечер мы богаты, Нам тобою вложено в сердца. К детским снам клонясь неутомимо, (Без тебя лишь месяц в них глядел!) Ты вела своих малюток мимо Горькой жизни помыслов и дел. С ранних лет нам близок, кто печален, Скучен смех и чужд домашний кров... Наш корабль не в добрый миг отчален И плывет по воле всех ветров! Все бледней лазурный остров-детство, Мы одни на палубе стоим. Видно грусть оставила в наследство Ты, о мама, девочкам своим! 1909 Мария Александровна заболела чахоткой, здоровье ее требовало теплого и мягкого климата, и семья уехала за границу. Эта зима 1902/1903 годов была для сестер Цветаевых периодом “Дикой воли”. Сначала они познакомились и крепко подружились с сыном хозяина пансиона Володей, с которым проводили целые дни на природе. Позже Цветаева посвятила памяти этой дружбы несколько стихотворений своей первой книги. Вывод по уроку: Одна великая женщина, может быть, самая великая из всех живших когда-нибудь на свете, с отчаянной яростью вырыдала: Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст… Имя этой женщины – Марина Цветаева”. Так написал об этом выдающемся поэте спустя несколько десятилетий после ее гибели другой известный поэт – Евгений Евтушенко. Среди блистательных имен поэтов Серебряного века наряду с именем Анны Ахматовой яркой звездой горит и имя Марины Цветаевой. Как и для Ахматовой, для Цветаевой характерна предельная искренность, отношение к творчеству как “к священному ремеслу”, теснейшая связь с родной землей, ее историей и культурой, а также виртуозное владение словом. Все это позволило Цветаевой встать в один ряд с крупнейшими лириками 20 века. Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни поэтесса видела смысл своего существования в служении поэзии. | |
|
Всего комментариев: 0 | |