Главная » 2015 Март 20 » Сценарий литературного вечера по Чехову для дошкольников
18:27 Сценарий литературного вечера по Чехову для дошкольников | |
Вступление. “Перемены начала XXI века диктуют необходимость поиска новых форм, подходов к осмыслению главных проблем образования, культуры, в основе которых лежит духовно-нравственное творчество учащихся. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и школы – суть новой образовательной парадигмы нашего времени”. В этом учебном году администрацией, педагогическим коллективом нашей школы было налажено сотрудничество с домом-музеем А.П. Чехова. Юбилей А.П. Чехова – замечательный повод для разговоров о писателе, его жизни и творчестве в необычной обстановке. Встреча с Колгановой Г.И. в школе № 1244. Первая встреча с научным сотрудником музея Колгановой Галиной Ивановной состоялась уже в октябре 2009 года в стенах нашей школы. Учащиеся 4–6 классов услышали интересный рассказ о музеях Москвы и в заключение были приглашены в гости к А.П. Чехову на Садово-Кудринскую, д.6. И мы стали готовиться к новым музейным открытиям. Дом-музей А.П. Чехова в Москве. Накануне празднования 150-летия со дня рождения А.П. Чехова учащиеся 5 “А” класса со своим классным руководителем О.Э. Потараловой переступили порог дома-музея А.П. Чехова. Экскурсию мы назвали “В гости к Чехову”. Эту обзорную экскурсию снова для нас подготовила необыкновенно добрый и увлеченный своим делом человек – Колганова Галина Ивановна. Пятиклассники еще мало знакомы с творчеством А.П. Чехова, более подробное изучение жизни и творчества этого талантливого писателя у них еще впереди. И они с большим вниманием и интересом слушали увлекательный рассказ сотрудника музея и о самом доме, в котором в 1954 году был открыт музей, и о семье А.П. Чехова, о его увлечениях, творческой деятельности, псевдонимах, о поездке на Сахалин. Но Галина Ивановна так построила свое выступление, что и ученики стали активными участниками беседы. Дети отвечали на вопросы, вспоминали рассказы писателя, которые они уже читали. Большой отклик в сердцах учащихся нашел Мелиховский зал… Дело в том, что некоторые ребята со своими родителями успели побывать в усадьбе Мелихово, и они активно поделились своими впечатлениями о поездке. Учащимся экскурсия в музей понравилась, и было решено провести необычный музейный урок на тему “Юмористические рассказы А.П. Чехова”. Большую помощь в подготовке и проведении этого урока оказала сотрудник дома-музея А.П. Чехова Колганова Г.И. Приятно встретить человека, так увлеченного своей работой. И нам повезло – мы его встретили. В проведении музейного урока приняли участие ученики 5 “А” класса ГОУ СОШ № 1244, научный сотрудник дома-музея А.П. Чехова в Москве Колганова Г.И., учитель русского языка и литературы школы № 1244 Фрычкова Т.В. и классный руководитель 5 “А” класса Потаралова О.Э. Описание урока. Тема урока: “Юмористические рассказы А.П. Чехова”. Цели урока: познакомить учащихся с ранним периодом творчества А. П. Чехова на примере юмористических рассказов; усвоить отличительные черты юмористических рассказов А.П. Чехова; воспитывать “внимательного читателя”. Задачи: выявить особенности чеховского юмора; усвоить значение юмористических рассказов А.П. Чехова. Место проведения урока: дом-музей А.П. Чехова на Садово-Кудринской улице. Ход урока Эпиграф урока Смех исправляет нравы… Жан Батист де Сантель (латинский поэт). I. Вступительное слово учителя. Ребята! Сегодня мы с вами станем участниками необычного урока, потому что он пройдет не в классе за партой, а в зале музея и называться он будет “музейный урок”. Тема нашего урока “Юмористические рассказы А.П. Чехова”. Мы с вами прочитали юмористические рассказы “Лошадиная фамилия”, “Хирургия”, “Пересолил”. Постараемся отметить отличительные черты юмористических рассказов, узнать особенности чеховского юмора. А поможет нам в этом хороший человек, который спешит делать людям добро, – сотрудник музея Галина Ивановна Колганова. II. Урок-беседа. Г.И.: Ребята, мы уже с вами встречались в нашем музее, я запомнила вас как благодарных внимательных слушателей. Сегодня вам предстоит не только слушать, но и работать, активно включаться в ход нашего урока. “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли!” – таков завет А.П. Чехова, этому нас учат его рассказы. А.П. Чехов начинал свое творчество с коротких юмористических рассказов. – Давайте вспомним, с какими юмористическими журналами сотрудничал писатель? (Ответы учеников: “Стрекоза”, “Будильник”, “Осколки”.) Журнал “Будильник”, где печатались первые юмористические рассказы А.П. Чехова. – Я знаю, что к сегодняшней нашей встрече вы прочитали рассказы А.П. Чехова “Лошадиная фамилия”, “Хирургия”, “Пересолил”. Вам понравились эти рассказы? Почему? (Ответы учеников: понравились, они смешные, вызывают у читателя смех.) – Да, и рассказы эти называются юмористическими. Юмор – слово, пришедшее к нам из английского языка – это изображение чего-то в смешном, комическом виде. Вспомним содержание рассказа “Лошадиная фамилия”. (Ответы учеников: пересказывают сюжет рассказа.) – Что смешного в этом рассказе? (Ответы учеников: смешон подбор “лошадиных фамилий”, смешны способы лечения, смешон конец рассказа.) – А с кем мы с вами встретились в рассказе “Хирургия”? (Ответы учеников: рассказы учеников.) – Что рассмешило в этом рассказе? (Ответы учеников: фамилии и имена героев, смешная ситуация.) – Подумайте, какая русская пословица отражает смысл рассказа “Хирургия”? (Ответы учеников: “Не в свои сани не садись”.) – Переходим к рассказу “Пересолил”. В чем комизм ситуации, описанной в этом рассказе? (Ответы учеников: если бы Глеб Гаврилович Смирнов, герой рассказа по причине собственного страха не стал пугать возницу Клима несуществующими тремя револьверами, то не пришлось бы ему уговаривать сбежавшего от него в лес мужика вернуться и продолжить путь.) – Молодцы! Рассказы читали внимательно. А теперь попытаемся отметить отличительные черты юмористических рассказов А.П. Чехова: небольшие по объему рассказы; интересные необычные названия; в них преобладает диалог; все они смешные; смех в них добрый, цель которого что-то совершенствовать (вывод учащиеся делают вместе с Колгановой Г.И.) Дети рассматривают юмористический журнал с рассказами Чехова. III. Заключительное слово учителя. Итак, сегодня мы стали участниками необычного урока – “музейного урока”. Нам кажется, стены дома-музея, который радушно распахнул перед нами двери, помогли нам на некоторое время забыть, что мы жители XXI века. Нам выдалась возможность окунуться в прекрасный мир юмористических рассказов А.П. Чехова, пожить жизнью его героев и усвоить особенности этих рассказов. Помните: рассказы А.П. Чехова учат уважать человека в себе и в других. Они учат жить красиво, красиво думать и красиво чувствовать. Выводы. Музейный урок – новая форма урока в процессе обучения, в свете инноваций заслуживающая особого внимания. Участники такого урока раскрепощаются, становятся активнее. Хочется надеяться, что музейный урок подарит нам талантливых учеников, раскроет творческие способности “тихих троечников”, пополнит ряды думающих, внимательных читателей. | |
|
Всего комментариев: 0 | |