Главная » 2015 Март 20 » Сценарий литературного вечера по Чехову для детей
18:28 Сценарий литературного вечера по Чехову для детей | |
Запись на доске: - тема урока, - эпиграфы, Цели: повторить теоретический материал по теме; познакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова – автором водевилей; разобраться в особенностях нового жанра, а в дальнейшем – в драматургии пьесы “Вишневый сад”; отработать навыки анализа сцен пьесы “Медведь”; организовать работу над выразительным чтением произведения; развивать творчество детей, способствовать раскрытию их творческого потенциала. Оборудование: мультимедийный проектор, аудиомагнитофон, стенд с фотографиями А.П.Чехова, его семьи, современников, выставка рисунков, плакатов, творческих работ. Ход урока 1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ Звучит музыка из произведения Д.Гершвина “Я поймал ритм”. Вопросы после прослушивания: - Какие образы возникли у вас, когда вы слушали эту музыку? (Легкие, веселые, связанные с какими-то смешными ситуациями и героями.) - Какое настроение, по-вашему, создает это музыкальное вступление? (Веселое, радостное, легкое.) - Ребята, как вы думаете, каким образом эта музыка, веселая, жизнерадостная, может быть связана с А.П.Чеховым? (Он был сам веселым человеком, писал юмористические рассказы, любил шутки и смех.) - Вспомните, какие юмористические рассказы Чехова вы знаете. Помогут вам в этом рисунки. (“Хамелеон”, “Злоумышленник”, “Лошадиная фамилия”, “Толстый и тонкий”, “Пересолил”.) - Почему эти рассказы мы смело можем назвать юмористическими? (Опора на определение слова “юмор”. В них герои изображаются в смешном виде. Например, Очумелов в “Хамелеоне”.) - Цель такого изображения? (Выявить те черты, которые необходимо исправить, изменить в человеке.) - Какие стилевые особенности отличают эти рассказы? (См. карточку №1 на столе.) Карточка № 1. ЮМОР – изображение героев в смешном виде. Смех в юмористическом произведении веселый, доброжелательный. САТИРА – высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путем изображения их в нелепом, карикатурном виде. Высмеивая зло, писатель-сатирик утверждает добро. АНЕКДОТ – краткий устный рассказ с остроумной концовкой. ДРАМА – произведение, предназначенное для постановки на сцене. В драме характеры людей раскрываются в диалогах, монологах и непосредственно в действиях, поступках. КОМЕДИЯ – драматическое произведение, в основе которого лежит юмор, смешное. ВЫВОД: юмористические рассказы Чехова, лаконичные, анекдотичные и смешные, но очень жизненные, помогут вам разобраться в новом жанре. Жанре водевиля. Постичь удивительный и сложный мир водевиля мы и постараемся сегодня на уроке. 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - Запишите в тетрадь тему урока: Водевиль – удивительный и сложный мир…(А.П.Чехов “Медведь”.) и те эпиграфы, которые тоже записаны на доске. - Опираясь на ключевые слова, тему и эпиграфы, попробуйте определить, что вам предстоит сделать на сегодняшнем уроке. Проанализировать… Представить… Выяснить… Понять… Обобщение учителя: - Проанализируем водевиль Чехова “Медведь”, представим, как живут и действуют герои в этом удивительном и сложном мире, выясним, что характерно для представленного жанра, почему он привлек Чехова, поймем, как удалось автору легко и весело рассказать о серьезном. - А помогут нам в этом уже изученные рассказы. Именно из юмористических рассказов-сценок возник водевиль. - Обратимся к определению (воспроизводится через мультимедийный проектор): Водевиль - жанр, который (в переводе с французского) означает небольшую театральную пьесу легкого комедийного характера, часто с куплетами и танцами. - Как вы думаете, что привлекало театральную публику в водевиле? (Его легкость, комедийность.) - А современных читателей и зрителей мог заинтересовать этот жанр? Чем? (Своим комедийным характером, небольшим объемом.) - А.П.Чехов прекрасно понимал, что водевиль – это тот удивительный и сложный мир, в котором происходят смешные и курьезные события, и в то же время в нем есть место для событий и тем, серьезных и глубоких. Поэтому в жанре водевиля Чехов выступил как новатор. - Выявим то новое, особенное, что внес Чехов в этот жанр. - Особенности чеховских водевилей формулируются учащимися в ходе работы над сценами произведения. Запись ведется в тетрадях с опорой на представленный через проектор материал. Чтение по ролям 1 главы (индивидуальное задание). Анализ главы по вопросам. - Как ведет себя Попова? (Наигранно. Трагично. Жизнь ее закончена.) - Какую роль играет Лука в этой сцене? Что в его речи вызывает смех у читателей? (Он пытается Попову развеселить, именно Лука подчеркивает “несущественность” горя Поповой.) ( Например, для него действия Поповой и кошки одинаково равны.) - В какой момент горе Поповой из трагедии превращается в комедию? (Когда она сквозь слезы, забывая на минуту о своей трагической судьбе, заботится о корме для Тоби.) Обобщающие вопросы. В какие ситуации часто попадают герои? Как (через что) мы понимаем это? (Запись в тетрадях и через проектор - юмористические, с элементами драматизма.) Чтение главы 2 учителем. - В чем мы убедились? (В том, что Попова страдает по привычке, ее муж изменял ей. Она, скорее, должна его ненавидеть, а не разыгрывать роль скорбящей вдовы.) - А почему Попова так себя ведет? (Ей нужно какое-то занятие, которое бы ее облагородило. Клятва в вечной верности – то, что надо!) - А бывают такие ситуации и героини в жизни? (Да, Чехов рисует реальную жизнь одной из помещиц, может, слегка утрируя ее страдания.) (Запись - жизненные.) - Страдания Поповой прерывает помещик Смирнов, который, “как леший”, врывается в дом неутешной вдовы. Он приехал, чтобы потребовать уплатить ему долг покойного мужа Поповой. Гл.5,6,7. - Как землевладелец Смирнов ведет себя? Как разговаривает? Найдите в тексте его реплики. (Очень шумно, громко. Его речь эмоциональна и несдержанна.) - Помогает речь “увидеть” характер героя? (Да.) - Какой же это характер? (Взрывной, легкомысленный, несдержанный.) Обобщающие вопросы. - Какие реплики используются в водевилях? С какой целью? (Запись- с яркими репликами, раскрывающими характеры героев.) Пересказ 8 главы. (Индивидуальное задание.) - Что происходит с героями? (Они поссорились. Попова забыла о своем несчастье, Смирнов взбешен.) - А каково отношение героев к проблеме долга? (Они о нем забыли, их захлестнули эмоции.) Обобщающий вопрос. - Как развивается сюжет: динамично или статично? Как меняется настроение героев? ( Запись - с динамичным сюжетом.) - И вот герои дошли до своей “точки кипения”. Посмотрим, как они ведут себя в 9 главе. Инсценирование 9 главы. - На каком приеме построена эта сцена? (На противопоставлении героев, характеров, на переходе от одного состояния к другому.) Обобщающий вопрос. - Каковы настоящие чувства героев? Изменились ли они? (Чувства очень быстро изменились, непостоянство характерно и для Поповой, и для Смирнова.) (Запись- раскрывают подлинные чувства и мысли.) - Чем, по-вашему, закончился “поединок” героев? (Если ученики не догадались, учитель направляет их.) - Почему такой финал закономерен? (Герои очень похожи друг на друга. Их чувства слишком изменчивы, поэтому неудивительно, что они так быстро изменились по отношению друг к другу.) - Как вы думаете, что пытался Чехов таким финалом показать и доказать своим читателям и зрителям? (Что так легко и весело можно жить только в водевилях. Настоящая жизнь не потерпит такого легкомыслия.) - Итак, герои водевиля “Медведь” счастливо нашли друг друга, а мы, зрители и читатели, удивляемся, как Чехов эмоционально и легко рассказал о жизни и взаимоотношениях своих героев. - Опираясь на записи, которые были сделаны вами в ходе урока, расскажите, с помощью чего удалось Чехову в своих водевилях о серьезных вещах рассказать легко и просто. (Особенности водевилей Чехова: Юмористические, с элементами драматизма. Жизненные. С яркими репликами, раскрывающими характеры героев. С динамичным сюжетом. Отражающие подлинные чувства и мысли.) - Докажите, что в водевилях Чехов выступил как новатор. 3. ИТОГИ - Как вы думаете, почему герои водевиля “Медведь” интересны современному читателю? (Потому что они смешны, нелепы, помогают увидеть зрителям себя со стороны.) Вернемся к эпиграфу самого Чехова. - Удалось ли автору воплотить в “Медведе” то, что было задумано? - В чем, по-вашему, заключается сложность удивительного мира водевилей Чехова? (В том, что они отражают нашу жизнь, часто карикатурно. Тем самым заставляют нас обращать внимание на незаметные, казалось бы, но серьезные и важные проблемы.) - Надеюсь, водевили помогут вам в дальнейшем понять, откуда возникли в пьесе А.П.Чехова “Вишневый сад” легкомысленные и недалекие герои-недотепы и почему они так живучи. 4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Продолжить работу над творчеством А.П.Чехова. Письменно ответить на вопрос: “Согласны ли вы с утверждением, что герои водевиля “Медведь” (чеховских водевилей )всегда будут интересны читающей публике? Дополнительное задание: нарисовать рисунки к водевилю Чехова. | |
|
Всего комментариев: 0 | |