Главная » 2015 Март 20 » Сценарий литературного вечера по Чехову
18:30 Сценарий литературного вечера по Чехову | |
Цели урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по прочитанным произведениям Чехова; закрепление умения анализировать эпическое произведение малой формы; изучить общие черты, присущие рассказам Чехова; проследить за созданием художественного образа в рассказах писателя при помощи изобразительных средств языка. Задачи урока: развивать мыслительную деятельность и творческие способности учащихся способствовать обогащению лексикона учеников, развивать навыки культуры речи; продолжать способствовать развитию умения исследовать, анализировать, сопоставлять, обобщать; способствовать развитию интереса к творчеству писателя. Оборудование: портреты А. П. Чехова; мультимедийный проектор и диск с фотографиями; альбом с иллюстрациями по рассказам А. П. Чехова; карточки с вариантами эпиграфов к уроку; тексты рассказов (у каждой группы учеников). ХОД УРОКА Эпиграфы к уроку: Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми Среди людей нужно сознавать свое достоинство. А. Чехов - брату Михаилу Чехов довел до виртуозности, до гения обыкновенное изображение обыкновенной жизни. В.Розанов "Наш "Антоша Чехонте" Умею кратко говорить о длинных вещах. А. П. Чехов Уникальный писатель) В его рассказах можно найти много актуального и в наши дни) Нужно просто внимательнее читать) (Из переписки на форуме в Интернете) I. Вступительное слово учителя. - Одной из излюбленных форм в творчестве для Чехова была форма рассказа. В небольших по объему произведениях находили отражение глубокий смысл, серьезные философские размышления о жизни и быте российских людей, принадлежащих самым различным социальным пластам и сословиям. Сегодня мы будем говорить о мастерстве писателя-рассказчика, произведения которого отличаются малой формой рассказа и большой насыщенностью, и при этом открывают существенные стороны жизни России 80-90-х годов века. "В рассказах Чехова, хоть в каком-нибудь из них, читатель непременно увидит себя и свои мысли", - говорил Толстой. Сегодня на уроке еще раз попытаемся перечитать и проанализировать изученные ранее рассказы писателя. Для этого вы разделены на 4 творческие группы. Каждая из групп, разбирая заранее заданный текст, попробует ответить на вопрос: с помощью каких художественных методов и приемов автор достигает такого небывалого доселе мастерства в жанре рассказа. II. Фронтальная беседа. Каким человеком представляется вам Антон Павлович Чехов? Что вам кажется особенно привлекательным в его духовном облике, в его поступках, отношении к окружающему миру? Какие его высказывания запомнились? Докажите на примере биографии Чехова справедливость слов М. Горького: "Человека создает его сопротивление окружающей среде". На основе слайдов подготовьте рассказ "Путь самовоспитания" (о детстве и юности писателя) Что характерно для Чехова - мастера рассказа? С чем боролся и против чего выступал в своих ранних рассказах Антоша Чехонте? III. Работа по группам. У каждой группы на столе карточка с вопросами по содержанию, тематике, композиционному построению рассказов группа. Рассказ "Ионыч": Определите тему, идею рассказа. Какая композиция у этого произведения? Как, по-вашему, сам автор относится к героям - доктору Старцеву и семейству Туркиных? Жалеет их или осуждает? Что обвиняет в том, что жизни их не состоялись: "среду", провидение или их самих? В чем вы видите причину нравственного падения Старцева? (любимая работа, благородные цели не стали основным смыслом жизни для героя. Стремление к покою и сытости оказываются сильнее) Докажите, что возможность деградации чувствуется уже в облике молодого Дмитрия Старцева: а) Чем занимается Ионыч по вечерам? б) К чему сводится его деятельность (как врача)? 7) Анализ рассказа по главам (его учащиеся готовят заранее и зачитывают на уроке) группа. Рассказ "Человек в футляре": О чем рассказ? Назовите центральную тему, идею произведения. Какова композиция рассказа? Кто, по-вашему, главный герой этого рассказа? Опишите его (внешний облик, привычки, вещи, обстановка его квартиры) Опишите характер Беликова. Какова его жизненная позиция? Что с ним происходит далее? Отчего Беликов умирает? Какое понятие вкладывает рассказчик в свое повествование? Какой вывод из этой истории он делает? Анализ текста (заранее подготовленный в письменном виде) группа. Рассказ "Крыжовник": О чем повествуется в рассказе? Какого героя показывает здесь Чехов? Определите тему, идею, композицию произведения Жизненные идеалы героев рассказа Какие проблемы выявляет автор и как пытается решить? (зачитать из текста) Как вы понимаете слова автора " :не успокаивайтесь, не дайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!" Какой литературный прием использует автор и для чего? Анализ рассказа (заранее подготовленный в письменном виде) группа. Рассказ "О любви": Кто является рассказчиком на этот раз? О чем рассказывает? Назовите центральную тему, особенности композиции произведения. Что можно сказать о главном герое? Охарактеризуйте его. Почему жизнь Алехина не удалась? Определите роль портретных зарисовок в рассказе В каких словах выражена основная мысль произведения, к чему призывает нас автор? Анализ текста (заранее подготовленный в письменном виде) IV. Подведение итогов. - Рассказ "Человек в футляре открывает цикл, в который также входят и рассказы "Крыжовник" и "О любви". Что, по-вашему, объединяет эти произведения в трилогию? - Чехов предполагал написать целую серию рассказов о "футлярных людях", но другие произведения так и не появились. Как вы думаете, почему этой теме посвящены сразу три рассказа и планировалось еще больше? Писатель показал в них три типа человеческих "футляров", но в жизни этих типов гораздо больше. - Предлагает ли сам автор какой-нибудь выход? Почему? - Какой из эпиграфов вы считаете наиболее подходящим к сегодняшнему уроку? Запишите его в тетрадь. V. Слово учителя. Вывод: Рассказы Чехова заставляют думать, размышлять, спорить, они не могут не вызвать в душе читателя ответного чувства, не могут оставить равнодушным по одной простой причине, - в них говорится о самом главном - о жизни и счастье, любви и красоте, добре и гармонии, и обо всем, что препятствует этому. Писатель умел из мельчайших деталей воссоздать полную картину жизни. Именно это изображение самой простой, обыденной жизни стало у Чехова основной темой творчества. Автор говорит, что обывательщина, пошлость, власть "среды" способны разрушить личность, подчинить ее себе. "Так жить нельзя", - утверждает Чехов в своих рассказах. Согласны ли вы с ним? VI. Домашнее задание. 1) Подготовиться к уроку по пьесе "Вишневый сад". 2) Написать сочинение-миниатюру "О чем заставляют задуматься рассказы Чехова" (на примере 2 и > рассказов) Литература к уроку. Бердников Г. Избранные сочинения. В 2-х т. Т.2. - М., 1989. Поурочные разработки по литературе 10 класс II полугодие / Методическое пособие для учителя/Авторы - составители Золотарева И.В., Михайлова Т.И. - М., 2003. Громов М.П. Чехов. - М.,1993. Кайда Л. Композиционный анализ художественного текста. - М., 2000. Бурдина И. Ю. Чехов в школе. - М., 2001. Есин А. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М., 2000. Интернет-ресурсы. - Библиотека Алексея Пономарева - www. Library.ru/author/chekhov/index html Крючков В.П. Рассказы и пьесы А.П.Чехова: ситуации и персонажи. - Саратов, 2002. Тюпа В. Художественность чеховского рассказа. - М., 1989. Бердников Г. А.П. Чехов. - Ростов-на-Дону, 1997 | |
|
Всего комментариев: 0 | |