Главная » 2015 Март 25 » Сценарий литературного праздника посвященный М.Ю. Лермонтова в детском саду
16:32 Сценарий литературного праздника посвященный М.Ю. Лермонтова в детском саду | |
Цели: Знакомство с выдающимся шедевром русской лирики. Расширение представления о композиции произведения; развитие воображения, умения видеть картины, нарисованные автором; расширение словарного запаса; развитие интереса к поэзии. Показать связь литературы с другими видами искусства: музыкой, живописью. Воспитание эстетическое, нравственное. Оборудование: доска, текст стихотворения, альбомные листы для рисования, кисти, краски; записи музыкальных произведений: “А.Варламов. Романс на стихи Лермонтова “Парус”, В Шебалин. “Парус”, на стихи Лермонтова”. Ход урока 1. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с замечательным стихотворением Лермонтова “Парус”. стихотворением всенародно известным, всенародно любимым, необыкновенно красивым и глубоким, скрывающим до сих пор неразгаданную тайну. 2. Чтение текста. 3. История создания стихотворения (сообщение ученика). Стихотворение было включено в текст письма к М.А. Лопухиной от 2 сентября 1832 года (из Петербурга в Москву). Лермонтов переживал непростое время: летом этого года он вышел из Московского университета, не закончив его, и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Лейб-гвардейского гусарского полка в Петербурге. Поэта волновало новое поприще, новые надежды. “ ...если будет война, клянусь вам богом, буду всегда впереди”, - писал он в октябре 1832 года М.А.Лопухиной. Душевное состояние поэта и выразилось в стихотворении “Парус”. 4. Беседа по тексту стихотворения. 1. Сколько строф в стихотворении? А. Нарисуйте устно картину в первой строфе. Что вы представляете, читая её? Где находится читатель, откуда он видит парусник? – Издалека. Б. Вторая строфа. Картина бури. Где читатель (наблюдатель)? – На паруснике. Прямо над головой свищет ветер, гнётся мачта, вот-вот смоет волна. В. Третья строфа. Буря утихла. Мы вместе с поэтом смотрим вниз, наклонившись через борт, любуемся морской волной; поднимаем глаза вверх и видим золотой луч солнца. 2. Как переданы цвета? И какие? Что мы видим? Что слышим? – Цвета переданы при помощи разных частей речи: глаголом, именем прилагательным, именем существительным (белый – “белеет”, голубой – “в тумане моря голубом”, “лазурь”, золотой – “луч ... золотой”). - Какая строфа лишена цвета? – Вторая. –Почему? 3. Как построена каждая строфа? Прочитайте про себя: первые две строчки каждой строфы – картина моря; вторые две – важный вопрос, размышление о жизни (вопрос – ответ). 4. Что же это за парус? И о чём на самом деле говорит и думает поэт? Чей это путь – от бури к буре? - О человеке. О неустанном поиске его души, о недостижимости покоя. Это общее свойство человека – достигнутая мечта гаснет; постоянные поиски чего-то дальнего, небывалого, неизведанного. Подумайте о себе. Бывало ли с вами так, что вы сильно желали чего-либо, затем желание исполнялось и меркло. ( Выслушиваем несколько ответов учащихся). 5. Лермонтовский парус живёт не только в поэзии, но и в музыке и живописи. А. Стихотворение иллюстрировал такой знаменитый художник, как Айвазовский. Б. Свыше 50 композиторов написали музыку к этому стихотворению (Римский-Корсаков, Свиридов, Рубинштейн). Но самое известное произведение, ставшее народной песней – это романс А. Варламова. В. Прослушивание записи. Определение характера музыки. На доске слова для справок: напряжённо задумчиво стремительно размеренно взволнованно не спеша бурно торжественно порывисто спокойно Какое слово стихотворения стало главным для композитора при создании музыки? – Мятежный. А что подчеркнул певец, исполняя романс? А для вас что стало самым главным? (Учащиеся отвечают). 6. Итог. Как много может вместить небольшое стихотворение! Мы видели чудные картины природы, перемещались в пространстве, размышляли над важными вопросами жизни. 7. Рисование под музыку. В. Шебалин. “Парус”.Хор. 8. Домашнее задание: “Парус” наизусть. История создания стихотворения “Тучи”. Есть ли общие мотивы в этих двух стихотворениях? На следующем уроке обсуждаются рисунки учащихся, сравниваются акварель Лермонтова “Парус” и иллюстрация Айвазовского. Литература: Лермонтовская энциклопедия. М., “Советская энциклопедия”, 1981. Маранцман В. Литература. 9й класс. Учебник. М., “Просвещение”, 2000. Полухина В. Литература, 6й класс. Учебник – хрестоматия. М., “Просвещение”,2003. | |
|
Всего комментариев: 0 | |