Главная » 2015 Март 25 » Сценарий литературного праздника посвященный М.Ю. Лермонтова для подростков
16:34 Сценарий литературного праздника посвященный М.Ю. Лермонтова для подростков | |
Цель: формирование представления о многообразии приемов, с помощью которых поэты передают свои чувства, ощущения. Задачи: Показать, как в разных поэтических образах раскрывается такое чувство как одиночество. Выявить, какими средствами передают поэты это сложное, многогранное, разнообразное чувство, которое может быть проникнуто грустью, связано с ожиданием, с мечтами. Воспитывать бережное отношение к людям. Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, мелодия дождя, рисунки с изображением сосны, пальмы, хризантемы, пиона, сакуры, клена. Ход урока 1. Введение в тему – Как вы думаете, что объединяет эти понятия? Хризантема, пион, сакура, клен – символы Японии. – Сегодня я предлагаю вам познакомиться с новым произведением. (Читаю наизусть хокку о дожде (Ранран)). – Что это за произведение? (Хокку) – Какую картину представили? Ассоциации: осенний – увядание природы, грусть, дождь осенний – тоскливое настроение, во мгле да дождь – тягостное, тревожное настроение. Самостоятельное чтение. – Как понимаете? Каждое слово в первой строке подчеркивает печальное, безрадостное настроение героя. Во 2-3 строках – лирический герой явно напряженно всматривается в окно: он находится в состоянии ожидания, а вдруг кто-нибудь придет, мечты о визите друга. Ему хочется пообщаться, разделить свое одиночество и тоску. Восклицание «Осенний дождь во мгле!» - это словно крик отчаяния. – Какое чувство осталось после прочитанного? 2. Работа по теме урока (Читаю наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»). – Какие мысли появились? 3. Словарная работа Риза – облачение, одежда священника, просторная и широкая. 4. Работа по теме урока Самостоятельное чтение стихотворения с.135. – От имени кого ведется повествование? – Каким вы себе представили лирического героя? Какие чувства он испытывает? – Посмотрите на портрет М. Лермонтова. Что можете сказать? Рассказ об авторе. – М.Ю. Лермонтов – грустный поэт. А знаете ли вы, почему грустил поэт? (Читает ученик наизусть). Вот что Лермонтов писал о себе: Он не имел ни брата, ни сестры. И тайных мук его никто не ведал. До времени отвыкнув от игры, Он жадному сомненью сердце предал. И, презрев детства милые дары, Он начал думать, строить мир воздушный И в нем терялся мыслию послушной. – Вот так Лермонтов и начал писать о своей грусти, одиночестве и печали. – Прочитаем первую строфу. – Какие слова подбирает поэт, чтобы подчеркнуть обособленность и сосны? Чувство одиночества. На севере диком (там, где холодно безлюдно). Подберем синонимы: безлюдный, пустой, холодный, жестокий. (Слова записаны на доске). На голой вершине (на вершине, на которой нет признаков жизни). Подберем синонимы: пустой, скользкой, гладкой. Стоит одиноко (в пустом неуютном, обдуваемом со всех сторон ветрами, незащищенном месте). – Какой смысл вкладывает поэт в эти слова? – Прочитаем вторую строфу. – Какие слова использует автор, чтобы показать одиночество пальмы? В пустыне (малообитаемом пустынном месте) далекой (подчеркивает). Одна и грустна на утесе горючем (в месте, где горестно, грустно, печально). – Слышали ли вы такое выражение «горючие слезы»? Ученик объясняет. Горючие слезы – это горькие слезы. Родственные слова – пригорюниться, горюниться (от слова горе) – горевать, печалиться. Отсюда, видимо, «на утесе горючем» – это «на утесе печальном». – Какое впечатление оставляют картины природы? На доске слова – безлюдности, заброшенности, сказочности, красоты, величия. Созданные поэтом пейзажные картины, «героями» которых являются сосна и пальма, – не только величественны, но и прекрасны. Картины природы, созданные поэтом, оставляют – наряду с впечатлением безлюдности и заброшенности – ощущение сказочности, величия и красоты; сосна гордои величественно стоит на вершине, она одета снегом, как ризой, т.е выглядит нарядно и торжественно. Пальма растет в краю, где восходит солнце, что само по себе зрелище величественное и красивое, и саму пальму называет прекрасной. 5. Словесное рисование. Работа в группах. – А как вы представили себе картину, описанную поэтом? Попробуйте нарисовать словами. – Какой прием лежит в основе созданных поэтом образов? – Важно ли для смысла стихотворения то, что поэт одухотворяет и сосну, и пальму? Для того, чтобы острее и ярче передать в стихотворении чувства одиночества, поэт наделяет сосну и пальму способностью чувствовать, переживать, мечтать. – Это стихотворение о природе? Речь идет о тоске сильного, красивого, мощного, но очень одинокого создания по общению с таким же красивым, достойным и таким же одиноким созданием. Проблема в том, что если такое создание и существует, но только на краю земли – мечта несбыточна. – Так о чем же это стихотворение? – Какое настроение несет в себе стихотворение? (Это сложное настроение, в котором есть и печаль, и торжественность, и мечтательность, и безысходность) 6. Итог – Чувство одиночества – сложное чувство? Это риторический вопрос. – Кому адресовано стихотворение? (Природе, человеку, мысли вслух.) Обоснуйте. 7. Д/З С.135 – наизусть. | |
|
Всего комментариев: 0 | |