Главная » 2015 Март 20 » Сценарий литературного праздника посвященный А.П. Чехова
18:13 Сценарий литературного праздника посвященный А.П. Чехова | |
Цели урока: Общеобразовательная: обобщить знания учащихся по творчеству А.П.Чехова, научить защищать тему, артистично инсценировать прозаический текст, развивать умение анализировать прозу, учить разделению функций. Развивающая: развивать устную монологическую речь учащихся, умение инсценировать прозу, способность видеть и оценивать своеобразие художественного текста. Воспитательная: воспитывать коллективную ответственность, взаимопомощь, интерес к урокам литературы и к литературе вообще. Оформление: Портрет А.П.Чехова. Выставка книг А.П.Чехова. Листы с открытками из жизни А.П.Чехова. «Кот в мешке»: плоскогубцы; духи; перо; бинокль; табакерка (портсигар). Изготовленные детьми обложки к рассказам А.П.Чехова. Награды для лучших: актёров; художников. Оборудование к инсценировкам: «Толстый и тонкий» (шляпа, плащ, палка и др. костюмы) «Смерть чиновника» (бинокль, перо) «Лошадиная фамилия» (перо, чашки, самовар, щипцы, графин с «водкой», миска) Записи на доске (тема, приёмы мастерства, словарная работа). Ход урока 1. Слово учителя. Сегодня мы побываем в мастерской художника слова, писателя Антона Павловича Чехова. (Обращает внимание на портрет и на выставку) Произведения этого писателя вы хорошо знаете. – Назовите их. («Каштанка», « Хирургия», « Пересолил», « Налим», « Толстый и тонкий» и др.) Этот мастер умел в малую форму уместить глубокое содержание. Его рассказы – это россыпь юмора, ума, доброты. Как же это удавалось Антону Павловичу? Некоторые секреты он нам сегодня откроет. (В тетради и на доске записывается тема: «Секреты мастерства А.П.Чехова»). 2. О писателе. (Презентация) 3. Конкурс «Кот в мешке». Прежде, чем начать разговор о рассказах Чехова, я хочу узнать, как внимательно вы читали их. У нас игра «Кот в мешке». (Учитель достаёт по очереди предметы из мешка. Ученики должны угадать, с каким рассказом Чехова они связаны). – Из какого рассказа эта деталь? Бинокль («Смерть чиновника»). Духи, портсигар («Толстый и тонкий», флёрдоранж). Графин с «водкой» («Лошадиная фамилия»). 4. Работа по произведениям: А) «Толстый и тонкий» Сегодня мы с вами в импровизированном театре. Мы не только вспомним содержание рассказов Чехова, но и выясним, кто из наших актёров лучше понял тот образ, который ему предстояло раскрыть. Вот один из секретов А.П.Чехова: (Из письма брату Александру Павловичу Чехову) «Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев…» Итак, инсценировка рассказа «Толстый и тонкий». – Описывает ли в этом рассказе Чехов состояние героев? (Нет) – А что он описывает? (Действие.) 1-ый секрет, который мы запишем, – Описывать действия, а не состояние героев. – Кто первый бросается к другу? (Толстый) – Как тонкий называет толстого? («Миша! Друг детства!») – Каково состояние обоих? (Оба приятеля «ошеломлены».) – Что вспоминает тонкий? (Как их дразнили, «Геростратом, а меня Эфиальтом», так как ябедничать любил.) – С каким чувством задаёт вопрос толстый? (Восторженно глядя на друга.) – Что мы узнаём о материальном положении тонкого? (Маленькое жалованье, подрабатывает уроками жена, он сам делает дешёвые портсигары) – С каким чувством это говорит тонкий? (С чувством гордости.) – А как обстоят дела у толстого? (Он стал тайным советником, получил две звезды.) – Какие изменения происходят с тонким, как он выглядит? (Зачитать) – Какой приём использует Чехов? (Метафору. Метафору, доведённую до гротеска) – Что такое гротеск? (Это фантастическое преувеличение) – Найдите гротеск в этой сцене? («Чемоданы и коробки поморщились, съёжились.») – Как заговорил тонкий? (Он говорит униженно) – Найдите слова, которые выражают его подобострастность. (Присоединяет суффикс –с; «Ваше превосходительство»; заикается, это выражено на письме в виде многоточий; речь прерывиста.) – Почему рассказ назван «Толстый и тонкий»? (Герои не названы по именам, толстый – это не только физическое качество, но и признак достатка, так же, как и у тонкого.) Чехов избегает описаний. – Почему? (Они замедляют, удлиняют рассказ, делают его менее динамичным.) – Но здесь есть очень ёмкие детали, описывающие героев. Они очень лаконичны. Найдите их. – О чём они говорят? (Они также характеризуют материальное и социальное положение героев.) – Почему стало противно и кому? (Толстому.) – Какое слово находит толстый, чтобы остановить тонкого? (Чинопочитание.) – Подберите синонимы к этому слову. (Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства.) – Какая фраза проходит рефреном, повторяется в рассказе? («Были приятно ошеломлены.») – Кто был ошеломлён в начале, а кто в конце рассказа? (Сначала друзья детства, а в конце – семья тонкого.) – Что смешно, а что грустно в рассказе Чехова? (Забавны воспоминания детства, а грустно то, что эти воспоминания тонкого теряют магическую власть перед его нынешними взглядами на людей, перед рабской угодливостью и чинипочитанием.) – Прочтём в словаре, что такое юмор, а что такое сатира. – Что у юмора и сатиры общее? (Высмеивают.) – А чем они отличаются? (Юмор высмеивает недостатки людей, курьёзные ситуации, а сатира бичует пороки общества.) – Рассказ «Толстый и тонкий» юмористический или сатирический? (Сатирический.) – Какой порок он бичует? (Он высмеивает порок общества – чинопочитание.) Ну а теперь обсудим, удалось ли нашим актёрам создать образы, отразив идею автора. – Получилось ли у________________изобразить метаморфозы, превращения, которые произошли с тонким? – Какую роль в рассказе играют жена и сын тонкого?(Это молчаливые персонажи. Они дорисовывают образ тонкого.) – О чём говорит тот факт, что жену тонкого зовут Луиза и что она лютеранка, а сына его зовут Нафанаил? (Это говорит о его желании выделиться, претенциозности.) – Что же Чехов ненавидел в людях, в обществе? (Чинопочитание, рабское угодничество.) Вот что он писал Суворину в известном письме: «Напишите рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук,… выдавливает из себя по капле раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая.» С этим-то рабом в самом себе и в других Чехов боролся всю свою жизнь, «по капле выдавливая из себя раба». Б) «Смерть чиновника» – Инсценировка рассказа – Какая тема сближает рассказ «Смерть чиновника» с рассказом «Толстый и тонкий»? (Тема чинопочитания, самоуничижения.) – Это рассказ юмористический или сатирический? (Сатирический.) – Что он высмеивает? (Чинопочитание.) – Какие отрицательные стороны жизни изображены в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде? (Страх перед вышестоящим лицом.) Чехов часто использует говорящие фамилии. – Какие говорящие фамилии есть в рассказе и о чём они « говорят»? (Червяков – подчёркивает его ничтожество, Бризжалов – вызывает ассоциации с брюзгой, человеком, который постоянно распекает, брызжет слюной). В письме брату Александру Павловичу Чехов писал: «Не нужно гоняться за изобилием действующих лиц. Центром тяжести должны быть двое…» – Как вы думаете, почему Чехов так считал? (Чтобы сконцентрировать внимание читателя на проблеме, не отвлекая внимание на второстепенные персонажи. Мало действующих лиц.) – Унижал ли чиновника генерал? Подчёркивал ли своё превосходство? (Нет, напротив, он успокаивал Червякова: «Я уж и забыл…Какие пустяки!») – Почему же Червяков никак не может успокоиться? Чего он боится? (Самого понятия «генерал».) – От чего умирает чиновник? (От страха.) – В чём же курьёзность ситуации? (В том, что незначительное происшествие вызывает значительные, страшные последствия. Несоответствие причины и следствия.) Чехов был одним из первых наших писателей, кто понял, что деньги, чин, авторитет, поклонение им порождает страх, порабощающий и уничтожающий человека. – Получилось ли у ____________изобразить страх, чинопочитание? – Понравилась ли вам игра – _________? Чем? – За какого человека боролся в своих рассказах Чехов? (За человека гордого, свободного, имеющего чувство собственного достоинства.) – Какие недостатки он высмеивал? (Чинопочитание, страх перед деньгами и авторитетом.) В письме Киселёвой 29 сентября 1886 года Чехов писал: «Пишите на разные темы, смешное и слёзное, хорошее и плохое. Давайте рассказы, мелочи, анекдоты, остроты, каламбуры». В) Рассказ «Лошадиная фамилия» как раз анекдот. – Что такое анекдот?(Анекдот запечатлевает сиюминутную картину мира. В этом главное значение имеет случай. Случай придаёт обычному необыкновенный вид. Поэтому в рассказе –анекдоте внимание уделяется описанию курьёзного.) – Что такое «курьёзное»?(Смешное, странное, диковинное.) Курьёзные подробности и действия. – Инсценировка рассказа. – Существенное или случайное из жизни генерала Булдеева изображает автор? (Случайное.) – Какие курьёзные поступки совершает генерал в ожидании доктора? (Полощет зубы водкой, коньяком, прикладывает опий и табачную копоть, мажет щёку йодом.) – Какие черты характера Булдеева проявляются в речи?(Он капризен, самоуверен, с презрением относится к другим.) – Найдите слова, которые это доказывают. («Ну? Ну что же? Скорей думай!») – Найдите бранные, резкие выражения в его речи. («Чёрт тебя возьми», «к чёрту депешу пошлёшь», «накося».) Индивидуализация речи персонажей. Речь – выражение характера. – Сочувствуем ли мы Булдееву? (Нет.) – Почему? (Генерал считает заговоры «ерундой, шарлатанством», а сам через некоторое время требует от приказчика, чтобы он вспомнил «лошадиную фамилию» знахаря. Он сначала отказывается вырывать зуб, а потом посылает за доктором.) – Над какими недостатками Булдеева смеётся Чехов? (Над его непоследовательность.) – Не менее индивидуализирована речь Ивана Евсеевича. Докажите с помощью его речи, что это человек малообразованный и недалёкий. – В какое комическое положение поставлен Иван Евсеевич? (Он вспоминает забытую им фамилию лишь тогда, когда она уже не нужна. Также, назвав фамилию «лошадиной»,он направил поиски её по неверному пути: все ищут эту фамилию, думая о масти, возрасте, нраве лошадей.) Конкурс «Кто больше вспомнит лошадиных фамилий». – Запишите их в тетрадь. Зачитайте. Но вернёмся к главным героям. – Какие метаморфозы происходят с Иваном Евсеевичем? (Сначала он ведёт себя уверенно, неторопливо, многословно, он даже подсказывает текст депеши. Далее он теряет свою смелость всё больше по мере того, как не может вспомнить фамилию.) – Зачитайте авторские ремарки, которыми Чехов сопровождает речь Ивана Евсеевича. («Медленно вышел», «виновато вздохнул».) Удалось ли____________передать эти метаморфозы? Понравилось ли вам, как_______________сыграл Булдеева? Чем? Рассказ-анекдот отличает простота композиции. – Что в композиции занимает главное место? (Диалог) – Почему именно диалог?(Он делает рассказ динамичным и сценичным.) Большую роль в рассказе-анекдоте играет анекдотическое слово. Оно привлекает внимание или блеском остроумия, или нелепостью, неуместностью. – Найдите в рассказе анекдотичное слово. Оно участвует в сюжете. (Овсов, т.е. та «лошадиная фамилия», которую все вспоминают.) – Что является завязкой действия? (Рассказ Ивана Евсеевича об акцизном.) – Найдите кульминацию в сюжете рассказа «Лошадиная фамилия». (Встреча приказчика с доктором, после которой всплывает в памяти фамилия.) – Какие несоответствия делают эту сцену комичной? («Мучительные думы» приказчика и нейтральное поведение доктора, радость приказчика и ненужность обращения к акцизному.) – Найдите развязку в сюжете рассказа. – Что в рассказе высмеивает автор? (Суеверие, необразованность, темноту.) – Это юмористический или сатирический рассказ? (Юмористический.) – Каков юмор автора: злой, снисходительный, добродушный? (Добродушный.) – Только ли смешной этот рассказ или ещё и серьёзный? (Серьёзный, потому что это ещё и напоминание о том, что при всех обстоятельствах «среди людей нужно сознавать своё достоинство».) Мы с вами посмотрели 3 инсценировки рассказов Чехова. – Почему их легко инсценировать? – Диалог. – Нет описаний. – Мало повествования. – Индивидуализированность речи персонажей. – Кто же лучший актёр и почему? Сегодня мы также выберем лучшего художника. Вы дома рисовали обложки к рассказам Чехова. – Чья обложка вам больше нравится и чем? 5. Домашнее задание. Опираясь на секреты мастерства Чехова, создайте дома небольшие юмористические рассказы. Оформите их. | |
|
Всего комментариев: 0 | |