Главная » 2015 Март 19 » Сценарий конкурса чтецов посвященный Н.А. Некрасову в начальной школе
16:21 Сценарий конкурса чтецов посвященный Н.А. Некрасову в начальной школе | |
Цель урока: проследить, как меняется настроение рассказчика на протяжении всего произведения Задачи: обучать навыкам сравнительного анализа; развивать образное мышление и речь; воспитывать эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора и порождать собственное суждение. Межпредметная связь: музыка, изобразительное искусство, история. На доске: Н.А. Некрасов “Крестьянские дети”. Эпиграф Вижу дитя на руках у родимой, Сердце волнуется думой любимой. Учитель: Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают “Крестьянские дети”. И не случайно эпиграфом нашего урока послужили строки из стихотворения Некрасова “Свобода”. — А что такое эпиграф? (Эпиграф - изречение, краткая цитата, которая характеризует основную мысль произведения). — Назовите ключевые слова эпиграфа? (Дитя и сердце волнуется). — А что значит “сердце волнуется”? (Переживает, беспокоится). Учитель: Дети и чувства - вот основные понятия, вокруг которых пойдут наши рассуждения при анализе стихотворения Н.А. Некрасова “Крестьянские дети”: на прошлом уроке мы познакомились с творчеством Некрасова и начали анализировать стихотворение “Крестьянские дети”, прочли ее первую часть. — Давайте вспомним, каким предстает перед нами рассказчик? Кто он? Каково его настроение? (Рассказчик - герой, барин, охотник, поэт. Он любуется крестьянскими детьми. Любит милых плутов, с радостью вспоминает “грибные набеги”, ему нравится вольная жизнь крестьянских детей). --А какой еще род искусства помогает нам передать настроение? (Изобразительное искусство, музыка.) —Прослушайте музыкальный фрагмент... —Кто автор этого музыкального произведения? —Какие чувства вызвала у вас эта музыка? (В этой музыке мы уловили звуки, которые вызвали у нас хорошее настроение, мелодия несет радость, наслаждение). Учитель: Мы убедились, что настроение можно передать не только словесно, но и с помощью музыки. В домашнем задании вы должны были выразить это настроение в иллюстрациях. - Давайте посмотрим, как вам удалось уловить это настроение? Учитель может предложить учащимся следующий подход при анализе иллюстраций. 1. Детей можно направить на то, что в I части используется автором литературный прием - сравнение. Поэтому некоторые рисунки могут выглядеть в виде полевых цветов; (рассказчик сравнивает глаза детей с цветами). 2. Другие в виде надутого гуся (в тексте дети сравнивают рассказчика с гусем, но с улыбающимся солнцем, где через солнышко передается любовь к детям). 3. Рисунки с использованием ярких красок, которые создают радостное настроение. 4. В виде венка с детскими глазами, уч-ся должны высказать свое настроение в иллюстрациях и показать, как его рисунок передает настроение рассказчика. Учитель: Таким образом, мы увидели с вами, что настроение рассказчика можно передавать с помощью иллюстрирования. Обратимся к тексту и прочитаем вторую часть стихотворения и подумаем, какое настроение передает рассказчик в этой части. На прошлом уроке мы поделили стихотворение на смысловые части. Прочитаем следующий отрывок: -Довольно, Ванюша! Гулял ты немало... - Каким сначала представляется Ванюше крестьянский труд? (Труд перед Ванюшей предстает “нарядной своей стороной”). - В каких строчках звучит поэзия крестьянского труда? (Он видит, как поле отец удобряет, как в рыхлую землю бросает зерно, как поле потом зеленеть начинает, как колос растет, наливает зерно...). Дома вы должны были выписать слова, лексическое значение которых вам непонятно. Объясните значение следующих слов: жатва, серп, снопы, рига, цеп. Жатва - уборка хлебных злаков путем срезания под корень. Серп - ручное орудие в виде прогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезания хлебных злаков с корня. Сноп — связка сжатых стеблей с колосьями. Рига — сарай для сушки снопов и молотьбы. Цеп - ручное орудие для молотьбы. - Употребляются ли эти слова в современном русском языке? (Нет, они вышли из активной лексики). - А как называются слова, которые вышли из активного употребления? (Устаревшими или архаизмами). Учитель: эти слова не случайно прозвучали в этом отрывке, потому что они созвучны поэзии крестьянского труда. - Каким показывает Некрасов Ванюшу в этой части? (Он в деревню въезжает царем). Какое интересное выражение... А что означает это выражение “въезжает царем”? (Ванюше не приходилось сталкиваться с тяжелым трудом крестьян, он только наблюдал за работой, и поэтому чувствует себя “царем”). - Кто говорит: “Родной”, “Полезай постреленок”. (Эти слова говорит отец, крестьяне). — Дайте объяснение слову “постреленок” (озорник). — Какое отношение выражает автор, этим словом, вкладывая его в уста отца? (В этом слове автор выражает любовь не только отца, но и любование автором Ванюшей). — Какая часть слова демонстрирует это отношение к Ванюше? (В этом слове автор употребляет уменьшительно-ласкательный суффикс “енок”, который выражает любовь к этому ребенку). — Прочитаем следующий отрывок стихотворения. — Сравните этот фрагмент с предыдущим, где рассказчик восхищается радостью труда. — Чем они отличаются? Учитель: Это стихотворение написано в 1861 году. —Какое событие произошло в это время в России? (В 1861 году было отменено крепостное право). Учитель: 1861 год - год отмены крепостного права, год обретения долгожданной “воли”, год надежд на лучшее будущее. — Давайте обратимся к тексту, и следующий отрывок разыграем по ролям? Подумаем, о каком времени вспоминает рассказчик в данном отрывке? Учитель: Понравилась вам игра актеров? — Какие чувства возникли у вас, когда вы наблюдали за игрой актеров? (Актеры передали своей игрой чувство печали, как тяжело крестьянским детям достается хлеб). — О каком времени вспоминает рассказчик в данном отрывке? (Он вспоминает о времени, когда в России было крепостное право). —Почему мальчик назван “мужичком”? (Мальчик одет не по своему росту, в больших сапогах, эти вещи еще больше уменьшают его в росте, и не случайно рассказчик называет его “мужичком с ноготок”). (Работа с иллюстрацией на стр. 176). Учитель: Посмотрите на иллюстрацию на стр. 176. —Что вы видите на ней? Опишите словесно. (На первом плане изображен мальчик, который ведет под уздцы лошадь. Походка у мальчика уверенная. Этой походкой художник подчеркивает гордость мальчика за порученный ему ответственный труд. Лошадь согнулась под тяжестью груза, поэтому мальчик ведет ее под уздцы, беря на себя часть тяжести.) Учитель: Замечательно каждое слово, которым Некрасов изображает этого шестилетнего труженика. Другой бы сказал о мальчике, что тот шагает, или идет, или бредет. — А как говорит Некрасов? (шествует). — Найдите это слово в толковом словаре (шествовать - идти, двигаться важно). — О ком говорят, когда произносят слово “шествует” (о царе, о важном человеке). — Почему именно это слово использует рассказчик, говоря о походке “мужичка”? (Мальчик не просто идет, а идет уверенно, важно. Это и видно на иллюстрации. Этой походкой рассказчик подчеркивает, как уважает “мужичок” себя за то, что ему поручили важное дело). - Сравните отрывок о Ванюше и “мужичке”. Есть ли разница в оценках настроении. (В отрывке о мужичке показывается не радость труда, не его “нарядная сторона”, где ребенку дается посильная интересная работа и он может чувствовать себя “царем”, а тяжелый мужской труд - ребенок один в лесу, ведет лошадь по снегу). Дети, заглядывающие в щели - “плуты”. А какой характер у “мужичка”? (Тяжелый труд делает его взрослым, поэтому по характеру он важный, и на вид строгий, горд тем, что работает наравне с взрослыми). Какие строчки подтверждают обретение долгожданной воли надежду на лучшее будущее? (Играйте же, дети, растите на воле, на то вам и красное детство дано). - Как называется художественно-изобразительное средство, используемое в словосочетании “красное детство”. (эпитет) - Объясните значение выражения “красное детство” (На Руси под словом “красное” понималось как красивое, прекрасное, счастливое, поэтому “красное детство” понимается как прекрасное, счастливое детство после отмены крепостного права). Учитель: Таким образом, воля - это не только долгожданное освобождение от крепостного права, но это еще и крестьянское детство, поэтому эти строки являются поэтическим образом вольного “красного детства” - прекрасной поры человеческой жизни. Дочитаем стихотворение до конца. - Какие чувства вызывают заключительные строки стихотворения? (Чувство радости и печали, грусти; это связано с тем, что поэту пришлось расстаться с детьми из-за грозы). - Сравните с началом стихотворения. Есть ли различия? (Начало и конец стихотворения составляют одну картину. “Теперь нам пора возвратиться к началу”, - говорит поэт в заключительной части, где между ним и детьми уже нет никаких преград. В этом-то и отличие, что много смеха и радости.) Учитель: Но не только детским смехом и радостью навеян этот этюд, в нем говорится о наступлении хороших времен, чем свидетельствует гроза, которая несет в себе ожидании какой-то новизны. Гроза - символический, многозначимый образ, и в литературе встречается нередко. Мы встретимся с этим образом в 10 классе, когда будем изучать пьесу Островского “Гроза”, где гроза несет ту же нагрузку, что и здесь. Ожидание перемен к лучшему - этим настроением пронизано все стихотворение Некрасова “Крестьянские дети”, и мне бы хотелось еще раз обратиться к эпиграфу нашего урока: Вижу дитя на руках у родимой, Сердце волнуется думой любимой, где выражена любовь к самому дорогому в жизни человека - любовь к ребенку. Без этой любви нельзя говорить о прекрасном детстве. И сердце волнуется не только об этом, но и о будущем этих детей. Д/з. Напишите сочинение на тему “Мое настроение и чувства после прочтения стихотворения Н. А. Некрасова “Крестьянские дети”. | |
|
Всего комментариев: 0 | |