Главная » 2015 Март 20 » Сценарий конкурса чтецов посвященный Л.Н. Толстой в доме культуры
16:01 Сценарий конкурса чтецов посвященный Л.Н. Толстой в доме культуры | |
Цели: обеспечить условия для: открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы и музыки; освоение детьми приемов художественного анализа рассказа (выявление ключевых слов для понимания сути произведения). Чуткому сердцу откроются тайны Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, на партах конверты с кружочками черного, темно-синего, розового, желтого, красного цветов, магнитофонная запись пьесы Э.Грига “Смерть Озе”. Ход урока I. Организация художественного восприятия произведения Каждый человек в течение жизни испытывает разные чувства: радость, грусть, печаль. Размышляя над этим, я часто представляю себе, как падает с неба звезда, как стучит дождь, как светит яркое солнце, как осенью улетают журавли. Человек почувствовал радость и грусть и поведал об этом другим людям. Сядьте поудобнее. Настройте свои сердца и постарайтесь почувствовать человека, которого вы никогда не видели, никогда не слышали о нем, но который прислал вам звуковое письмо. Звучит музыка Э.Грига “Смерть Озе”. – Какие чувства испытал автор, создавая это произведение? (Ответы детей.) Эдвард Григ показал сцену смерти пожилой женщины, которая была брошена собственным сыном. Она умирает одна от голода и холода. – Покажите, какого цвета печаль? (Черная.) – Вы очень чуткие. Это помогло мне понять, как вы прочувствовали это произведение. – Когда вам тяжелее: когда вы кричите и плачете, или когда комок к горлу подкатывается и хочется плакать, а заплакать не получается или нельзя? – Приходилось ли вам читать грустные произведения? Сегодня мы будем читать рассказ Л.Н. Толстого “Лев и собачка” Учитель вывешивает на доске портрет Л.Н. Толстого. Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза – зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые) – Как он относится к людям? Нашим помощником будет эпиграф “Чуткому сердцу откроются тайны”. Прочитайте его про себя. – Что помогают понять эти слова? (Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться) II. Чтение художественного произведения Послушайте рассказ “Лев и собачка”. Учитель читает рассказ. – Прислушайтесь к себе. Что вы почувствовали, слушая этот рассказ? – Какое чувство вызвал этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.) – Какой эпизод показался вам самым напряженным? – Какие слова помогли это определить? – Давайте перечитаем рассказ и выделим карандашом важные слова. III. Организация художественного анализа текста 1) Чтение первой части (начало) – Какие чувства вызвал поступок этого человека? – Подчеркните слова, которые характеризуют этого человека? Выслушиваются ответы детей. Подчеркните слова, которые раскрывают поведение собачки. – Что она чувствует в этот момент? (Тревогу, она маленькая, беззащитная.) На доске – слово “тревога”. 2) Чтение второй части – Я знаю, что вы любите читать. Что вы знаете о льве? – Какое это животное? (Хищник, царь зверей.) – Как ведет себя лев? Прочитайте. – Какими словами автор показал, что он хищник? (Поделимся. Лев оторвал кусок.) – Какое это чувство? (Забота.) На доске – слово “забота”. Автор показал благородство льва. Так произошла их встреча. 3) Чтение третьей части – Какие чувства испытывает собачка? (Вечером ... и сложила свою голову.) – Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на друга? (Доверие.) На доске – слово “доверие”. – Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу. 4) Чтение четвертой части – Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? (Тоска.) На доске – слово “тоска”. – Подчеркните слова, с помощью которых автор передает эту тоску? – Что лев не может понять? Прочитайте до конца. Выделите слова, которые показывают, как ведет себя лев, когда собачка умерла. Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляются они у них по-разному. Лев – хищник. Он в ярости разрывает другую собаку. Прочитайте два последних предложения. – Что вы почувствовали, читая эти строки? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней.) – Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.) Давайте еще раз обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете его смысл? (Чуткое сердце – отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце – ледяное, спящее.) А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей? Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами! IV. Организация художественного исполнения Прочитайте этот рассказ друг другу с чувством, выделяя голосом ключевые слова, чтобы еще раз подумать о прочитанном произведении. – Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление, прочитайте его. – Что потеряет текст, если убрать из него описание дружбы между львом и собачкой? Вывод: в произведении все важно. – Кто желает прочитать этот рассказ вслух, выделяя ключевые слова? V. Организация художественного творчества Я часто думаю: писатели пишут произведения с печальным концом, режиссеры снимают грустные фильмы, художники создают печальные картины, а композиторы – печальную музыку. Зачем? (Чем больше это произведение всколыхнет чувств, чем больше заденет чужая боль, тем лучше произведение, так как оно заставляет нас страдать во имя счастья в жизни.) Печаль не вечна. Время лечит. В жизни бывает и печаль, и радость. VI. Итог урока Какого цвета радость? Покажите. – Как бы вы хотели, чтобы закончился рассказ? – Кому удалось понять что-то новое о себе? – Что нового узнали об авторе? Спасибо, что вы были очень чуткими и смогли понять глубокий смысл этого рассказа. | |
|
Всего комментариев: 0 | |