Главная » 2015 Март 20 » Сценарий конкурса чтецов посвященный А.П. Чехова в доу
18:14 Сценарий конкурса чтецов посвященный А.П. Чехова в доу | |
Цель: Создать условия для выявления учащимися отличительных признаков и общих черт юмористических и сатирических рассказов А. П. Чехова. Задачи: Выяснить при помощи анализа рассказов Чехова, каков бывает смех. При выявлении роли художественных деталей в рассказах выяснить, всегда ли читателю смешно, когда смеётся писатель. Узнать особенности чеховского юмора. Предполагаемый результат: Уметь находить комические и трагические эпизоды в рассказах Чехова. Знать отличительные черты чеховских произведений. Объяснять роль художественных деталей в рассказах Чехова. Мотивировать учащихся для последующего чтения рассказов А. П. Чехова. Материалы и оборудование: Название раздела “Смеясь сквозь слёзы”. Портрет А. П. Чехова. Иллюстрации к рассказам Чехова “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”, “Хамелеон”, “Лошадиная фамилия”. Изречения А. П. Чехова: “Краткость – сестра таланта”, “Умею коротко говорить о длинных вещах”, “Писать талантливо, то есть коротко”. Литературоведческие термины: Юмор – дружелюбный смех, цель которого – что-то совершенствовать, очищать от недостатков. Сатира – бичующее обличение чего-либо, гневное осмеяние. ТСО: магнитофон, видеомагнитофон, телевизор. Видеокассета с записью биографии А. П. Чехова, аудиокассета с записью музыки для разминки. Ход урока I. Организационный момент. - Здравствуйте! Присаживайтесь! 2. Мотивация. 3 мин. Чтение отрывка из рассказа “Лошадиная фамилия”. “Иван Евсеич медленно вышел, а генерал схватил себя за щёку и заходил по комнатам. - Ой, батюшки! – вопил он. – Ой, матушки! Ох, света белого не вижу! Приказчик вышел в сад и, подняв к небу глаза, стал припоминать фамилию акцизного: - Жеребчиков…Жеребковский… Жеребенко…Нет, не то! Лошадинский…Лошадевич…Жеребкович…Кобылянский… Немного погодя его позвали к господам. - Вспомнил? – спросил генерал. - Никак нет, ваше превосходительство. - Может быть, Конявский? Лошадников? Нет? И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую…В доме, в саду, в людской и кухне люди ходили из угла в угол и, почёсывая лбы, искали фамилию”. - Из какого рассказа этот отрывок? (“Лошадиная фамилия”). - Скажите, пожалуйста, какие чувства у вас вызвал отрывок из рассказа? (Жалость, сожаление, сочувствие, смех, веселье). - Чувства противоречивые. А другие рассказы Чехова какие чувства вызвали? (Жалость, сожаление, осуждение, смех, веселье). 3. Определение темы урока. 1 мин - Значит, рассказы А. П. Чехова и грустные, и смешные одновременно. Подумайте, пожалуйста, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке. “Смешное и грустное в рассказах Чехова”. 4. Сообщение целей урока. 2 мин. - Какие цели мы поставим перед собой, чтобы раскрыть тему урока? Выявить особенности чеховского юмора. Через какие художественные детали автор показывает смешное и грустное? Чем похожи и в чем отличаются рассказы Чехова? - В конце урока мы подведём итог и определим, достигли ли этих целей. 5. Анализ рассказов. Ответы на вопросы. 15 мин. - Чтобы добиться этих целей, надо проанализировать рассказы, прочитанные вами. (Работа в группах). На партах лежат листы с заданием. После выполнения в группе ребята представляют свои ответы. 1 группа. Рассказ “Смерть чиновника”. - С какой целью Червяков хотел написать письмо? (Хотел извиниться перед Бризжаловым). - Объясните роль следующих художественных деталей: “Не мой начальник, чужой, но всё-таки неловко”. “Придя домой, Червяков рассказал жене о своём невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему: она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов “чужой”, успокоилась. “- А всё-таки ты сходи, извинись, - сказала она. – Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь”; “На другой день Червяков надел вицмундир, подстригся…”; “…подумал Червяков, бледнея”; “Червяков шагнул за ним и забормотал…”; “Что-с? – спросил шёпотом Червяков, млея от ужаса”. - С какой целью автор даёт своему герою “говорящую фамилию”? (Чтение из словаря С. И. Ожегова – червяк. Стр. 868. “О затаённом, постоянно мучащем чувстве. О жалком, ничтожном человеке”). - Как закончил Чехов рассказ? (“В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплёлся…Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и… помер”). - От чего умер экзекутор Червяков? (Боязнь, кабы чего не вышло). - Что высмеивает автор? (Ничтожество, домысливание, жалкого человека в смысле отсутствия силы воли, раболепство). - Какие чувства вызвал рассказ? 2 группа. Рассказ “Толстый и тонкий”. - Кто встретился в начале рассказа? (Два бывших одноклассника). - Как звали главных героев? (Михаил и Порфирий). - Подумайте, какой смысл вложил А. П. Чехов в следующую деталь описания: от толстого пахло “хересом и флер-д оранжем”, от тонкого – “ветчиной и кофейной гущей”. Почему при известии о том, что толстый – уже тайный советник, не только сам тонкий “съёжился, сгорбился, сузился”, но произошли и другие изменения: “Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились… Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фронт и застегнул все пуговки своего мундира…”? Объясните значение этих деталей. - Кого, по вашему мнению, больше осуждает автор: толстого или тонкого? И почему вы так думаете? (Тонкого. Показ чинопочитания. Дружба ушла на второй план). - Что в этом рассказе высмеивает А. П. Чехов? (Чинопочитание. Приспособленчество). - Смешным или грустным показался рассказ? Почему? 3 группа. Рассказ “Хамелеон”. Хамелеон – словарь С. И. Ожегова. стр. 848. - Что происходит в рассказе? (Надзиратель Очумелов видит такую сцену: человек хватает собаку, собирается на крики толпа. У золотых дел мастера Хрюкина поднята правая рука с окровавленным пальцем. Очумелов выясняет причину травмы). - Какие детали в рассказе помогают понять характер главного героя? (Очумелов глядит в сторону и видит; Очумелов делает полуоборот налево и шагает с сборщику; врезываясь в толпу; говорит строго, кашляя и шевеля бровями; Сними-ка, Елдырин, с меня пальто; Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто; грозит Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади). Описание поведения Очумелова, слова, обращённые к пострадавшему и к собаке. - Над чем смеётся Чехов? (Искренний хамелеон. По глупости ли, по неумению, не хватает ума прикинуться принципиальным. Не умеет прикрыть своё хамелеонство. Отсутствие порядочности и благородства). - Как сочетаются в этом рассказе трагическое и комическое? 4 группа. Рассказ “Лошадиная фамилия”. - Над чем смеётся Чехов в этом рассказе? (Комичным кажется способ, с помощью которого люди надеются избавиться от боли. И к тому же не может не вызвать усмешку перечисление всех фамилий, которые так или иначе связаны с лошадь). - Есть ли в рассказе серьёзные мысли или это просто забавная зарисовка? (Лечить зубы надо у врача). - Чем отличается этот рассказ от предыдущих (“Хамелеон”, “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”)? (Писатель никого не обличает, не высмеивает, он просто описывает случай из жизни, который мог бы произойти с каждым). 6. Проанализировав рассказы, какой вывод можно сделать в соответствии с темой урока? Выступление учащихся из каждой группы. 4 мин. (Чехов смеётся сквозь слёзы. В каждом рассказе есть смешные моменты и грустные. Все рассказы предлагают задуматься над тем или иным. ) 7. Физкультурная минутка (магнитофонная запись). 1 мин. Быстро дружно встали все! Вправо-влево наклонились И друг к другу повернулись! Поприветствовали дружно! А теперь работать нужно! 8. Определить: сатирические или юмористические рассказы А. П. Чехова. 5 мин. - Итак, в одних рассказах Чехов высмеивает какие-либо недостатки человека, а в каких-то просто показывает смешную ситуацию, которую можно избежать. Вы знакомы с 4 рассказами А. П. Чехова. Определите, пожалуйста, сатирические они или юмористические. - Перед тем, как определите, вспомните определения литературоведческих терминов – сатира и юмор. Сатира – бичующее обличение чего-либо, гневное осмеяние. Юмор – дружелюбный смех, цель которого – что-то совершенствовать, очищать от недостатков. Таблица на доске. Сатирические Юмористические 1. Толстый и тонкий. 1. Лошадиная фамилия. 2. Смерть чиновника. 3. Хамелеон. - Докажите правильность таблицы. (В своих произведениях А. П. Чехов бывает по-настоящему беспощадным. В рассказе “Толстый и тонкий” он высмеивает такие человеческие качества, как чинопочитание, приспособленчество. В рассказе “Хамелеон” - беспринципность, отсутствие порядочности и благородства. Рассказ “Смерть чиновника” показывает нам жалкого и ничтожного человека, боязнь “кабы чего не вышло”, раболепство. Чехов обличает и высмеивает отрицательные человеческие качества. В рассказе “Лошадиная фамилия” юмор кажется тёплым, добрым. Писатель никого не высмеивает, не обличает, он описывает случай из жизни. ) 9. Рефлексия. 6 мин. 1. Назовите общее в прочитанных вами рассказах А. П. Чехова? Все они небольшие по объёму; Во всех художественная деталь играет существенную роль; Все в той или иной степени смешны. 2. В чём особенность чеховского юмора? (В некоторых произведениях бывает беспощадным, высмеивая отрицательные человеческие качества. А некоторые произведения писатель бывает удивительно добрым, юмор кажется особым, тёплым. ) 3. При помощи чего мы видим позицию автора? (При помощи художественных деталей. ) 4. Считаете вы Чехова юмористом или сатириком? Попробуйте доказать свою точку зрения. (В чеховском юморе – истинный смех сквозь слёзы. Большинство его рассказов имеют ярко выраженный сатирический характер. Такие рассказы, как “Лошадиная фамилия”, - юмористические). 5. Просмотр фрагмента из фильма (биография А. П. Чехова). 6. Кем же работал А. П. Чехов? (Врачом. ) 7. Как вы думаете, пригодился ли опыт врача при написании рассказов? (Приводил некоторые примеры из практики. Чехов по отношению к своему герою всегда был “около”, оставался доктором: он прослушивал его стетоскопом. Просвечивал своего героя насквозь внимательно и строго. Чехов видел качества человека. ) Можно ли сказать, что профессия врача и писателя похожи? (Да. Врач видит, знает болезни, старается помочь больному и вылечить его, а писатель при помощи своих произведений старается указать на недостатки человека и искоренить их. И врач, и писатель помогают людям. ) 10. Подведение итогов урока. 1 мин. - Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока? (Да. Мы выявили особенности чеховского юмора. Доказали, что через художественные детали автор показывает смешное и грустное в своих рассказах. Узнали общие и отличительные черты рассказов Чехова. ) - Какую классификацию мы провели? (Поделили рассказы на юмористические и сатирические. ) - Смешные или грустные рассказы А. П. Чехова? (Ответы учащихся с примерами). 11. Домашнее задание. Стр. 211 – 216. 5-6 вопросы (устно). 12. Оценивание работы на уроке учащимися самостоятельно на листочках. 1 мин. - На парте лежат листочки, на которых вам надо оценить свою работу на уроке. Проставьте себе, пожалуйста, баллы. | |
|
Всего комментариев: 0 | |