
Главная » 2015 Март 26 » Презентация про Л.Н. Толстой 10 класс
09:48 Презентация про Л.Н. Толстой 10 класс | |
Цель урока: обучающая: 1) расширить знания учащихся о прошедшей эпохе; 2) выявить основные проблемы рассказа; 3) выяснить теоретико-литературные вопросы: а) прием антитезы; б) обрамление; в) наличие двух рассказчиков; развивающая: показать связь литературы с другими предметами: историей, живописью, музыкой. воспитательная: 1) привить интерес и любовь к литературе; жизни и творчеству Л.Н.Толстого; 2) способствовать нравственному воспитанию учащихся: сформировать понятие о том, что каждый человек должен отвечать за жизнь других людей. Оборудование: портрет Л.Н.Толстого работы художника Ге; анкеты учащихся; диаграмма результатов анкет; иллюстрации художников к рассказу “После бала”; рисунки детей к рассказу Л.Н.Толстого; грамзапись текста рассказа Л.Н.Толстого “После бала” (фонохрестоматия); музыкальное оформление (исполнение мазурки и вальса на скрипке); карточки – задания по анализу текста; листы самооценки; С.И.Ожегов “Словарь русского языка”; документ – камера. Ход урока Я верю, что есть истина и что будет она открыта людям… Л.Н.Толстой. Слово учителя: ребята, у каждого из вас на столах лежит “Лист ожидания от урока”, в котором вы должны самостоятельно оценить свою деятельность в начале урока и в конце. В начале урока – насколько вы готовы к нему. В конце урока – насколько вы обогатили свои знания на уроке, насколько он вам был интересен. (самооценка учащихся в начале урока) <Рисунок 1> Опрос: прослушивание мини – докладов учащихся, которые касались интересных фактов жизни биографии писателя Л.Н.Толстого. (1. “Муравейные братья”, 2. “Удивительные способности Л.Н.Толстого к языкам”, 3. “Физическая закалка писателя”). Вопрос классу: – Что вас поразило в этих мини – докладах? Вывод учителя: Лев Николаевич большое внимание уделяет физической закалке. Каждый человек, в каком бы он возрасте не находился, должен следить за своим здоровьем, быть крепким, только тогда он может идти в ногу со временем, нравственно обновляться и совершенствоваться. Лев Толстой был велик не только как писатель, но и как человек, как личность. Обратите внимание на портрет Толстого, созданного в 1884 году художником Н.Н. Ге. <Рисунок 2> Вопрос классу: – Какое впечатление оставляет у вас портрет? – Рассмотрим его. Ответы учащихся: Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина. Все вокруг спит. И только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда стала доступной всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, судью, учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит его седины, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия. Вывод учителя: Ге рисовал писателя, когда тому было уже 56 лет. Кажется, именно так выглядел Толстой, когда создавал рассказ “После бала” (1903 г.). В нем как бы слились глубокий дух и напряженная работа мыслей. Анализ ответов учащихся на вопросы анкеты. Работа с диаграммой <Рисунок 3> Слово учителя: Предварительно вы самостоятельно прочитали рассказ Л.Н.Толстого “После бала” и ответили на вопросы анкеты, которые я вам дала. Посмотрите на диаграмму. Результаты анкеты выглядят таким образом: на вопрос анкеты – Какое впечатление на вас произвел рассказ? Вы единодушно ответили, что он вам был интересен, т.е. понравился. Зачитывание выдержек из анкет детей: (проектирование через документ – камеру) “Очень интересный и увлекательный рассказ, особенно понравились романтические отношения Ивана Васильевича и Вареньки”. “Понравился сюжет, неожиданная развязка”. Понравился тем, что можно рассуждать вместе с героями над волнующими и нас проблемами. Например, служба в армии. “Сюжет рассказа во время чтения держал меня в напряжении”. “У меня было двоякое чувство: радости, когда читала про любовь, и грусти, когда читала про избиение татарина”. “Мне очень понравился рассказ, но я не могу понять одного: почему Иван Васильевич бросил дочку полковника, ведь это ее отец издевался над татарином, а не она. Может быть, он думал, что дочь полковника будет такой же жестокой, как и ее отец. В рассказе показана любовь, но она не похожа на современные отношения. Раньше человека оценивали по его поступкам, а сейчас больше внимания обращают на внешность. Это, конечно, важно, но душевные качества важнее. “Мне очень понравился рассказ Л.Н.Толстого “После бала”. Я узнала, что от любви до ненависти один шаг”. Слово учителя: На вопрос анкеты “Мог ли полковник поступить иначе?” вы дали двоякий ответ: одна часть из вас считает, что мог бы, а другая – нет. Чтобы вы пришли к единому мнению, мы должны с вами разобраться в содержании рассказа, т.е. проанализировать его. Итак, тему урока вы определили сами. Запишем ее в тетради по литературе. “Гуманизм в рассказе Л.Н.Толстого “После бала”. Это будет темой нашего диалога. Работа с толковым словарем С.И. Ожегова: Объяснение лексического значения слова гуманизм. Диалог учителя с учащимися: – Ребята, когда вы прочитали рассказ “После бала”, то обратили внимание на необычность его построения: рассказ в рассказе. – Как называется этот литературный прием? (обрамление). – При изучении каких литературных произведений вы встречались с этим приемом? (М.Горький “Детство”, Н.В.Гоголь “Ночь перед Рождеством”, А.С.Пушкин “Повести Белкина”…). – Сколько рассказчиков в рассказе? Кто они? (1– повествователь. 2– Иван Васильевич). – Зачем автор использует этот прием? (чтобы было правдиво). – Рассказ называется “После бала”. Само название говорит, что в нем две части. Найдите границу этих частей. – Первоначально рассказ назывался “ Дочь и отец”. Толстой меняет название и называет “После бала”. Почему он это сделал? Вывод учителя: Если бы осталось название “Дочь и отец”, главной проблемой было бы отношение отца и дочери, т.е. проблема отцов и детей. Название рассказа “После бала” затрагивало другую проблему, которая утверждала, что формируют человека общественные условия и случаи. – Какую эпоху изображает Толстой? (40-е годы XIX века). – Кто царствовал в России? Сообщение ученика: “Николай Палкин”. Вопрос классу: – Почему, по-вашему, в 900 – е годы Толстой вспомнил случай, происшедший в далекие годы юности, и положил его в основу рассказа “После бала”? Вывод учителя: Рассказ Толстого “После бала” – позднее произведение писателя. Оно написано в 1903 году, эпоху назревающего в стране кризиса, перед русско-японской войной, которую Россия позорно проиграла, и первой революцией. А действие рассказа происходит в 40 – е годы XIX века, в николаевскую эпоху. Толстой не зря возвращается к прошлому, так как для него очевидны параллели между положением в обществе и армии. В такое время жили герои рассказа Иван Васильевич, полковник, Варенька. Весь рассказ строится на противопоставлении. – Что здесь противопоставлено? (место действия, образы, детали, музыка) – Каково было социальное положение Вареньки? Ивана Васильевича? – Какой образ жизни вел Ивана Васильевича? – Каково главное удовольствие его жизни? – Найдите описание бала в тексте рассказа (прослушивание в записи по фонохрестоматии). Слово учителя: Обратите внимание на то, какие танцы танцевали в XIX веке. Давайте перенесемся на некоторое время на бал и послушаем, как звучала музыка мазурки и вальса. (Исполнение учащимися на скрипке мазурки и вальса) <Рисунок 4, 5> – Как выглядела Варенька? Найдите описание ее портрета. – Какая деталь портрета вас удивила? Вывод: При создании картины бала, при описании портрета Вареньки Л.Н.Толстой использует прилагательные: чудесный, прекрасная, знаменитые, великолепный…Все они передают возвышенное настроение Ивана Васильевича, его радость, умиление, восхищение Варенькой: “Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться”. – Найдите описание портрета отца Вареньки. – О чем говорит его портрет? – Какой вывод делает для себя Иван Васильевич, глядя на сапоги полковника? Задание классу: Составьте логические цепочки поведения Ивана Васильевича во время бала и после бала. Самостоятельная работа учащихся по составлению логических цепочек <Рисунок 6> Во время бала 5. От счастья не может заснуть. 4. Обнимал весь мир своей любовью. 3. Я был не я, а какое – то неземное существо. 2. Варенька затмила всех. Иван Васильевич любуется ею. 1. Бал: музыка, танцы. Пьян любовью. После бала 1. Звуки флейты и барабана. Это была нехорошая музыка. 2. Картина экзекуции. Рядом фигура полковника. 3. Полковник бьет по лицу солдата. “Мне было стыдно”. 4. Не может заснуть от увиденной картины. – Задание классу: Сравните эти логические цепочки. О чем они говорят? Вывод: Чувство радости сменяется чувством грусти, подавленности. Л.Н.Толстой использует прием контраста, который еще больше выражает главную тему рассказа. – Почему Иван Васильевич не мог поступить на военную службу и никогда не служил? – Оправдываете ли вы его? – Почему он расстался с Варенькой? Вывод: Варенька, ее улыбка напоминали Ивану Васильевичу ее отца. Он не мог забыть того, что увидел… Самооценка учащихся работы на уроке (заполнение листа самооценки) <Рисунок 7> Задание на дом: 1.Составить план характеристики одного из героев: а) Иван Васильевич; б) полковник. 2.Художественный рассказ по плану. Литература Л.Н. Толстой “После бала”. Н.С. Шер “ Рассказы о русских писателях”. Москва. 1964 год. Издательство “ Детская литература”. В.Я. Коровина “ Развитие речи учащихся 5 – 10 классов в процессе изучения литературы в школе”. Москва. “Просвещение”. 1985 год. И.А. Фогельсон “Литература учителя” (раздел “Л.Н.Толстой”). Москва. “Просвещение”. 1990 год. Скачать: Презентацию про Л.Н. Толстой 10 класс | |
|
Всего комментариев: 0 | |