Главная » 2015 Март 25 » Конспект занятия по творчеству М.И. Цветаевой в старшей группе
17:42 Конспект занятия по творчеству М.И. Цветаевой в старшей группе | |
Ход урока Приветствие. Проверка посещаемости. Сообщение темы занятия, целей. Тема нашего занятия: «Моим стихам… настанет свой черёд» (о жизни и творчестве М. И. Цветаевой) Цель занятия: знакомство с центральными событиями жизни и творчества поэтессы, с особенностями ее мировосприятия. На сегодняшнем занятии мы постараемся усвоить основные темы и моменты цветаевской лирики, особенности лирической героини стихотворений. Поэзия Цветаевой сложная, язык «зашифрован». Тем более интересно узнать о внутреннем мире Цветаевой. Это особая атмосфера рубежа веков воплотилась, нашла отражение в ее стихах. Необыкновенно богатая лексика, авторский синтаксис и пунктуация. Особая тональность, которую может понять только думающий человек. 3. Проверка домашнего задания. 3.1. Чтение стихотворений С. Есенина наизусть. 3.2. Слово учителя: Во втором семестре мы изучаем историю литературы 20 века. Этот большой раздел открывает литература переходного периода, времени (конца 19- начала 20в.). Как называют этот период в критике, в истории литературы? Ответы: Новая литература Литература модерна Декаданс Серебряный Век русской поэзии Почему такие противоречивые названия? Ответы: Литература этого периода очень пестрая и неоднозначная. Одни художники видели в этом времени упадок, другие - возможность создавать новую литературу и тем самым преобразовать мир с помощью искусства. Мнений было много и поэтому такие противоречивые названия у этой эпохи. Чем отличается в целом литература начала 20 века от литературы 19 века? Ответы: Литература 19-го века отражала реальность жизни, а литература 20-го - стремилась преобразовать мир с помощью искусства. Какие имена этого времени украшают нашу культуру? Ответы: И.А. Бунин, А.И. Куприн, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, В. Брюсов, М. Волошин, А.А. Ахматова, М. Цветаева, С. Есенин, В. Маяковский и др. С чьим творчеством мы уже успели познакомиться? Ответы: Мы познакомились с И.А. Буниным, А.И Куприным, А. Блоком, В. Маяковским, С.Есениным. 4. Сообщение и усвоение новых знаний. 4.1.Слово учителя: Практически все поэты этого времени попали под влияние тех или иных литературных течений, которые назывались по-разному, например: символизм, акмеизм, футуризм. Однако есть поэт в литературе этой эпохи, который с первых шагов обладает яркой индивидуальностью. Это Марина Цветаева (1892-1941гг.) Мы послушаем рассказ о жизненном пути М. Цветаевой и её творчестве, которому приходит срок спустя десятилетия после её смерти. 4.2. Защита презентации. 1-й студент. .Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и сложное время. Как и многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем оказался неизбежным для нее. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущим в ней пошлости, серости, мелочности. Если душа родилась крылатой- Что ей хоромы - и что ей хаты! Что Чингисхан ей и что - Орда! Два на миру у меня врага, Два близнеца, неразрывно-слитых: Голод голодных - и сытость сытых! Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории 20-го века, она раскрыла трагедию мироощущения человека, современника. 2-й студент. Каков был ее поэтический мир? Современники относились к Цветаевой часто незаслуженно безжалостно, то с сожалением, реже с пониманием, признанием. Собственно, как по всякому значительному художнику Ее современный поэт и критик Георгий Адамович, «первый критик эмиграции» в рецензии на сборник Цветаевой 1928 года «После России» неожиданно произносит: «Марина Цветаева истинный и даже резкий поэт… есть в каждом ее стихотворении единое цельное ощущение мира, т.е. врожденное сознание, что все в мире (политика, любовь, религия, поэзия, история, решительно все) составляет один клубок, на отдельные источники не разложимый. Касаясь одной какой - нибудь темы, Цветаева всегда касается всей жизни». Даровитый, умный, духовно – щедрый литературный враг оказался проницательнее многих «близких». Он дожил до 80-ти лет и незадолго до смерти в 1972 году напечатал одно из последних стихотворений «Памяти М. Цветаевой». Поговорить бы хоть теперь, Марина! При жизни не пришлось. Теперь вас нет. Но слышится мне голос лебединый Как вестник торжества и вестник бед. Не я виной, Как много в мире боли. Но ведь и я вас не виню ни в чем Все - по случайности, все - поневоле. Как чудно жить. Как дурно мы живем. Другой современник, столь же «язвительно пристальный к творчеству Цветаевой, находивший множество «изъянов», в конце жизни писал (50-е годы): «Ну, и ошибалась. Ну, и болталась то к красным, то к белым. И получала плевки и от тех, и от других. А судьи кто? И камни, брошенные в нее, возвращаются, как бумеранг, во лбы тупиц и сволочей, которые ее осуждали. И если когда-нибудь возможен для русских людей «гражданский мир», взаимное «пожатые руки» - нравится это кому или не нравится - пойдет это, мне кажется, приблизительно по цветаевской линии». Странное, поразительное и проницательное признание. Итак, к каким же вечным темам обращалась Цветаева и как она выражает свое миропонимание. Слайд№1 3-й студент читает стихотворение «Моим стихам… Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти - Нечитанным стихам! – Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Слайд№2-3 1-й студент Родилась 26 сентября (9 октября) в Москве. Родителями Цветаевой были Иван Владимирович Цветаев и Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн). Отец, филолог-классик, профессор, возглавлял кафедру истории и теории искусств Московского университета, был хранителем отделения изящных искусств и классических древностей в Московском Публичном и в Румянцевском музеях. В 1912 по его инициативе в Москве был открыт Музей Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). В отце Цветаева ценила преданность собственным стремлениям и подвижнический труд, которые, как утверждала, унаследовала именно от него. Намного позднее, в 1930-х, она посвятила отцу несколько мемуарных очерков ( Музей Александра III , Лавровый венок , Открытие музея , Отец и его музей ). 2-й студент.Мария Александровна умерла в 1906, когда Марина была еще юной девушкой. К памяти матери дочь сохранила восторженное преклонение. Матери Марина Ивановна несколько произведений. Слайд№4 3-й студент Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. Слайд№5 1-й студент Тема Родины, Москвы, семьи. Поэтический дар Цветаевой необычайно многолик Волошин считал, что ее творческого избытка хватало бы на несколько поэтов, и каждый был бы оригинален. Диапазон поэзии поразительно широк – от народных русских сказок - поэм до интимнейшей психологической лирики. Уже в раннем творчестве Цветаева проявляет фольклорное, песенное начало. От русской народной песни - открытая эмоциональность, свобода дыхания, приятная легкость стиха Гришка - Вор тебя не ополячил, Петр – Царь тебя не онемечил, Что же делаешь, голубка? – Плачу. Где же спесь твоя, Москва? – Далече. Какие традиционные для фольклора образы вы заметили? (Черный ворон (и Гришка - Вор); характерная для народной песни форма диалога-плача; народная лексика, «ополячил», «онемечил», «далече», «голубка»). 4-й студент Стихотворение «Облака- вокруг, купола- вокруг…». 2-й студент Обратите внимание на слова: «дивный град», «мирный град», «горевать», «царевать». В чем особенности этой лексики? (Эта лексика встречается в сказках, русских - народных) Необходимо отметить, что обращается автор к своему ребенку – первенцу, называет «деревцо невесомое» Какие чувства вкладывает автор в эти слова? (Любовь, ласку, восхищение городом). В лирическом сюжете этого стихотворения три персонажа: Автор, Москва, первенец. Слайд№ 6-7 1-й студент Зимнее время года семья проводила в Москве, лето – на Оке, в городе Тарусе Калужской губернии. Слайд№8 2-й студент В печати произведения Цветаевой появились в 1910, когда она издала на собственные средства свою первую книгу стихов – «Вечерний альбом». Игнорируя принятые правила литературного поведения, Цветаева решительно демонстрировала собственную независимость и нежелание соответствовать социальной роли «литератора». Писание стихов она представляла не как профессиональное занятие, а как частное дело и непосредственное самовыражение. 1-й студент Стихи «Вечернего альбома» отличались «домашностью», в них варьировались такие мотивы, как пробуждение юной девичьей души, счастье доверительных отношений, связывающих лирическую героиню и ее мать, радости впечатлений от мира природы, первая влюбленность, дружба со сверстницами-гимназистками. Раздел Любовь составили стихотворения, обращенные к В.О.Нилендеру, которым тогда была увлечена Цветаева. Стихи сочетали темы и настроения, присущие детской поэзии, с виртуозной поэтической техникой. Слайд№9 1-й студент Зимой 1910–1911 М.А. Волошин пригласил Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию (Асю) провести лето 1911 в Коктебеле, где он жил. Марина приобрела дорогого до конца жизни друга. В Коктебеле Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном. Слайд №10-11 3-й студент читает стихотворение «Кто создан из камня…» Кто создан из камня, кто создан из глины, - А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело - измена, мне имя - Марина, Я - бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти – Тем гроб и надгробные плиты... - В купели морской крещена - и в полете Своем - непрестанно разбита! Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня - видишь кудри беспутные эти? – Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной - воскресаю! Да здравствует пена - веселая пена Высокая пена морская! 1-й студент В стихотворении важную художественную функцию выполняет звукопись. Это прежде всего причудливые переливы аллитерационных цепочек («Серебрюсь и сверкаю» (аллитерации «с», «р»), «Мне дело — измена, мне имя — Марина» (аллитерация «м»), «Я с каждой волной — воскресаю! Да здравствует пена — веселая пена — Высокая пена морская» (аллитерация «в»)). 2-й студент В стихотворении использован прием контраста двух противоположных стихий: камень и вода; две стихии символизируют противоположные души, позиции в жизни. Как вы думаете, какие слова в этих стихотворениях характеризуют душу («бренная пена морская», «мое своеволье») Какая тональность этого стихотворения? (жизнеутверждающая, воплощение в строках, «Да здравствует пена- веселая пена…). Слайд №12 1-й студент Стихотворение – откровение, призыв задуматься, но легко. Напоминание, что поэтесса – такая же, как и все. Обратим внимание: тема ухода из жизни остается в цветаевском творчестве надолго, со временем станет важнейшим лейтмотивом ее поэзии. 4-й студент читает стихотворение Идешь, на меня похожий, Глаза устремляя вниз. Я их опускала - тоже! Прохожий, остановись! Прочти - слепоты куриной И маков набрав букет – Что звали меня Мариной И сколько мне было лет. Не думай, что здесь - могила, Что я появлюсь, грозя: Я слишком сама любила Смеяться, когда нельзя! И кровь приливала к коже, И кудри мои вились: Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись! Сорви себе стебель дикий И ягоду ему вслед: Кладбищенской земляники Крупнее и слаще нет Но только не стой угрюмо, Главу опустив на грудь. Легко обо мне подумай, Легко обо мне забудь. Как луч тебя освещает! Ты весь в золотой пыли: - И пусть тебя не смущает Мой голос из-под земли. 2-й студент Эти строки Марина пишет в самое счастливое для нее время: Крым, море, солнце, весна, а рядом любимый муж Сергей Эфрон и крошечная дочь Ариадна, Аля, как зовут ее молодые родители. 1-й студент Сергей Эфрон: Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. "Заглянув в его глаза и все, прочтя наперед, Марина загадала: если он пойдет и подарит сердолик, то она выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых". Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Сергей подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина. Слайд №13-14 1-й студент Тема любви, души – сквозная тема всего творчества поэтессы. (Фрагмент к/фильма Э. Рязанова «Ирония судьбы…» с песней «Мне нравится…»Любить - значит жить. Любовь у Цветаевой всегда «Поединок роковой», всегда спор, конфликт и чаще всего разрыв. Любовная лирика, как и все ее творчество, громогласна, внутренне драматичная. Любовь у Цветаевой не бывает счастливой. Она бывает безответной, изменчивой, с болью, страданиями, на крайней точке чувств. Звучит видеозапись «Мне нравится». Тема любви перекликается с темой души – свободолюбивой, вольной, бескомпромиссной. Слайд №15-16 1-й студент 2-й студент Слайд № 17 1-й студент Тема памяти, ценности творчества, назначения поэта. Тема не новая. Пушкин писал: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», А. Блок в стихах «О, я хочу безумно жить» заявил - что хочет «все сущее – увековечить». Цветаева развивает эту тему по-своему. Она достойный преемник своих великих учителей. Какие главные слова стихотворения «Моим стихам…»? (Моим стихам…настанет свой черед) С чем сравнивает Цветаева свои стихи? Что общего у этих образцов – символов, сравнений? (Энергия, внезапность, непредсказуемость) Слайд № 18 2-й студент Цветаева была знакома со многими поэтами начала 20 века. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок. Цветаева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 г., но не решилась подойти познакомиться. Свое преклонение перед поэтом, которого она называла "сплошной совестью", Марина пронесла через всю свою жизнь. Слайд №19-20 1-й студент Тема верности, мужества, истинного героя Личное в стихах Цветаевой всегда перекликается с вечным, масштабным, историческим. Стихи Цветаевой очень чувствительны, мелодичны, песенные, автобиографичные. Стихотворение «Генералам двенадцатого года» написано под впечатлением от гравюры героя 1812 года с генералом Тучковым, которая была изображена на коробке с карандашами. Посвящено мужу С. Эфрону. Облик русского солдата, офицера всегда вызывали восхищения, уважение. Звучит песня из кинофильма « О бедном гусаре замолвите слово». Слайд №21-23 2-й студент Во второй половине 1930-х Цветаева испытала глубокий творческий кризис. Она почти перестала писать стихи (одно из немногих исключений – цикл Стихи к Чехии (1938–1939) – поэтический протест против захвата Гитлером Чехословакии. Неприятие жизни и времени – лейтмотив нескольких стихотворений, созданных в середине 1930-х: 4.3. Анализ стихотворения. Слайд №25 Записывают в тетрадь Слайд №26 Анализ стихотворения по плану. Записи в тетради. 13 мая 1913 г. ранний период творчества В раннем творчестве тяготела и символистом, затем – затем – самостоятельная творческая личность. Основная тема: тема памяти, значимости творчества для потомков. Лирический сюжет: автор сравнивает свои стихи, написанные, что им «настанет свой черед». Тональность: оптимистическое, жизнеутверждающее, с легкой грустью. К языковым средствам выразительности можно отнести: Синтаксический параллелизм: «моим стихам» начинает и заканчивает стихотворение. Яркие сравнения: «Брызги из фонтана», «искры из ракет», «маленькие черты», «драгоценное вино». Во всех образах – скрыта энергия, которая выплескивается под давлением. Так и ее стихи – явление с сильной энергией. Необычен синтаксис: три строфы – одно предложение. 7. Идея стиха: справедливость восторжествует и, наконец, читатели поймут истинный смысл стихов Цветаева, истинную ценность ее творчества. 8. Отзыв критики: положительный отзыв М. Волошина, подтверждал, что творческого потенциала – с избытком. 9. Стихотворение оказалось пророческим, вещим. Огромный интерес к стихам, в том числе композиторов, даже исполнителей «рэпа». 5. Закрепление полученных знаний. Преподаватель обращается с вопросами к студентам: 1) Что особенно драматическое произошло в жизни М. Цветаевой? Отъезд из страны, непонимание современников, читателей 2) В чем она видела назначение поэта? Борьбу с «голодом голодных и сытостью сытых» 3) Что более всего ценила в жизни М. Цветаева? Свободу, свободу творчества, семью, Родину 4) Каковы основные мотивы творчества Цветаевой Тема Родины, Москвы, любовь, душа; Верности, истинного героя, назначение поэта 5) В чем необычность языка? Очень много языковых средств выразительности, яркие сравнения, обилие знаков препинания, требующих особой интонации. 6) Современно ли творчество Цветаевой? Подтвердите примерами. 7) Что нового внесла Цветаева в мир, в поэзию? 8) Какая, на вас взгляд, тональность ее произведений Присутствует радость, восхищение, тихая грусть, печаль, разрыв, гнев, ярость и так далее. 6. Домашнее задание. 1) выучить наизусть стихотворение М. Цветаевой и проанализировать по плану; 2) Прочитать рассказы И. Бабеля «Мой первый гусь», «Письмо». | |
|
Всего комментариев: 0 | |