Главная » 2015 » Март » 25 » Конспект занятия по творчеству М.И. Цветаевой в детском саду
17:44
Конспект занятия по творчеству М.И. Цветаевой в детском саду
Цели урока :
Познакомить творчеством и эпизодами жизни М. Цветаевой.
Развивать мышление учащихся, внимание к авторскому слову, к употреблению образных выражений, умение анализировать лирическое стихотворение, сравнивать , обобщать, совершенствовать умение выделять главную мысль.

Воспитывать чувства сопереживания, сочувствия; чувство любви к родному краю, детству.

Оборудование: рисунки детей «Мое детство», запись песни «Малиновый звон» в исполнении Н. Гнатюка, презентация о жизни М. Цветаевой.

Ход урока

I. Организационный момент

- С каким произведением познакомились на прошлом уроке? О чем оно?

- Как называется раздел, в котором помещено это стихотворение?

- Послушайте музыкальное произведение и подумайте, почему исполнитель проникся такой глубокой любовью к земле.
II. Слушание песни «Малиновый звон» в исполнении Н. Гнатюка

-Что общего у стихотворения и песни?( Он полюбил ее с детства) Так уж устроен человек, что ребенком мечтает быстрее вырасти, а став взрослым, с любовью и сожалением вспоминает детские годы.

III. Постановка темы и целей урока.

- Сегодня мы продолжим путешествие по поэтической тетради «Мне вспомнились детства далекие годы». А поможет нам в этом творчество Марины Цветаевой.

IV. Знакомство с периодом детства поэтессы

Слайд 1

Родилась Марина в Москве, в семье, где уже было двое детей от первого брака отца. А воспитывалась с младшей сестрой Анастасией.

Слайд 2

Мать-Мария Александровна- необыкновенно одаренная женщина: прекрасно рисовала, играла на фортепиано, знала 4 иностранных языка. Все это хотела передать детям.

Отец- Иван Владимирович- профессор университета , основатель московского Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Слайд 3

Марина начала заниматься с 4 лет, учится читать, даже рифмует. С 6 лет учится в музыкальной школе. Обладала абсолютным слухом. В 7 лет закончила первую поэтическую тетрадку.

Девочка очень любила свой дом. Часто вечерами мать читала, рассказывала о своем детстве.

Любимая книга- «Снежная королева» -героиня –Маленькая разбойница.

Летом любила гулять во дворе, который в это время зарастал травой.

Слайд 4

Но чаще всего на лето Цветаевы уезжали в Тарусу- маленький городок над Окой. Одинокая русская береза. Несколько сосен посреди поля, луга, березовые рощи, бескрайние поля.

Здесь семья сближалась. Марина часто бродила с отцом и очень полюбила тропинки, ручейки, речушки.

Слайд 5

Но детство кончилось. Марина выросла и вспоминает о детстве.

V. Анализ стихотворения.

- Послушайте стихотворение и скажите, о каком оно месте?

1. Чтение стихотворения учителем.

- Какие картины счастливого детства вспоминает поэт Цветаева много лет спустя? Прочитайте.

2. чтение детьми.

- Прежде всего автору вспоминается тропинка, которая вывела ее в мир взрослости. Какой она видится автору?

- Какие слова говорят о спокойствии, безмятежности?

-Какое настроение вызывают эти строки?( грусть, спокойствие, задумчивость)

Как читать такие строки громко - тихо , быстро - медленно?

- Какие изобразительные средства использует поэт, чтобы точнее передать картину ( олицетворение- бежит тропинка, эпитет- сонными лугами, лениво движется)

-Прочтем 2 поэтическую строфу.

- Звон каких колоколов услышала поэтесса? (колокола детства)

- О чем поют эти колокола?

-А как это «спешат удары за ударом»?

Послушайте, быть может, такой была мелодия безвозвратно ушедшего детства.

- Что называет раем в стихотворении? Что такое рай? Почему рай-и утро, и полдень, и закаты?

- Что такое шпаги?(слайд) -холодное оружие. Почему лопаты- шпаги? Чем представлялся сарай? (Замком царственным). Почему? Все было любимым.

-Как будем читать3 строфу? (С любовью, тихой радостью)Предложение с !

-Изменится ли интонация при чтении заключительной строфы? Как? Почему?(Жизнь идет)

Назовите глаголы. В каком времени они употреблены. – Докажите!

Как они влияют на ваше эмоциональное состояние?

Какие слова помогают читателю прочувствовать мир утрат взрослого человека?(куда, какую, что) Как прочитать? Какие слова непонятны?

Слайд (Мальвы- травянистое высокое растение с крупными яркими цветами).

- Только ли о чувствах утраты поведала поэт Цветаева? Перечитайте.

- Что остается у человека из детства? (Это теплые воспоминания, которые мы зовем любовью к дому, к Родине.)

-Есть ли название у стихотворения? Как озаглавливаем, если нет заголовка?

Какое название дали бы вы?

VI. Выразительное чтение стихотворения.

VII. Домашнее задание: перечитать и выучить наизусть стихотворение М. И. Цветаевой (стр.).

VIII. Итог урока: Что нового вы узнали на уроке? Чему он вас научил? О чем заставил задуматься? С каким настроением вы уходите с этого урока?

Бежит тропинка с бугорка,

Как бы под детскими ногами,

Всe так же сонными лугами

Лениво движется Ока;

Колокола звонят в тени,

Спешат удары за ударом,

И всe поют о добром, старом,

О детском времени они.

О, дни, где утро было рай

И полдень рай и все закаты!

Где были шпагами лопаты

И замком царственным сарай.

Куда ушли, в какую даль вы?

Что между нами пролегло?

Всe так же сонно-тяжело

Качаются на клумбах мальвы...
Категория: Занятия | Просмотров: 229 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar