Главная » 2015 Март 25 » Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова в младшей группе
17:58 Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова в младшей группе | |
Тип урока: урок формирование новых знаний с использованием ИКТ при ведущей роли учителя. Базовый учебник. Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького. Цели урока: организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественного произведения Задачи урока: - обучающие: организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; - развивающие: способствовать развитию навыка по анализу художественного произведения, развивать умение строить суждение на конкретном материале; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением; давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме; - воспитательные: способствовать воспитанию интереса к литературному чтению через работу с текстом; воспитывать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом правовых, этических, духовно-нравственных аспектов ее распространения, воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками. Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, анализ и самооценка ответов Словарная работа: юмор; сатира; художественная деталь; хамелеон; конфискованный. ХОД УРОКА. - Ребята, сегодня мы с вами продолжим работу над творчеством А. Чехова. (Слайд 1) - Давайте вспомним биографию писателя. (Выступления учеников) Слайды 2, 3, 4) - Ребята, а с каким произведением А. П. Чехова мы знакомы? ( «Ваня»). - А сейчас вспомним о ком и о чем это произведение? (Слайд 5) - Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. События, о которых рассказывает писатель, тоже бытовые. Иногда рассказ представляет собой бытовую сценку. Но бытовая сценка для Чехова – это лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьезных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств. - А сейчас мы с вами прослушаем видеозапись произведения А. П. Чехова «Хамелеон». Работа над анализом рассказа Антона Чехова “Хамелеон”. - Давайте посмотрим значение слова «Хамелеон». (Слайд 6) Хамелеон – в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, второе значение формулируется так: “переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”. Вопрос: Где происходит действие рассказа? ( На базарной площади). Вопрос: Что случилось на базарной площади? Как ведет себя Очумелов? Вопрос: Кто является виновником скандала? Учитель: Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса. Вопрос: А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов? («…шагает к сборищу.») Учитель: Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и “виновнику скандала”. (Пересказ текста, зачитать реплики О.) Вопрос: Прочитайте “жалобу” Хрюкина. Что смешного в ней и как она характеризует Хрюкина? Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет?(Сначала - Хрюкин, потом - свинья, болван) Вопрос: Сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов и как это проявлялось внешне? ( 6 раз, а зависит - от чина предполагаемого хозяина собаки.) Вопрос: Как меняется тон его высказываний? ( 6 смен интонаций - от начальственно - повелительных до рабски – трусливой). Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина, затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин). Вопрос: Почему рассказ назван «Хамелеон»? Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего. Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод. Вопрос: Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства? - Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа. (Собравшаяся толпа сочувствует мастеровому в начале рассказа, а в конце – смеется и злорадствует.) В состоянии "хамелеонства" находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин и Хрюкин и толпа. Учитель. Какое настроение от этого у вас? ( От этого становится грустно.) Учитель: Рассказ смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в “Хамелеоне”. - Что такое юмор? Впервые мы видим Очумелова, идущим через базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Вопрос: Как вы думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении? (Деталь художественная (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания. -Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в тексте и определить их роль? -Что несут служители закона? (Вывешиваются рисунки). 1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником. Учитель. Как вы понимаете слово конфискованный? (Конфискованный - отобранный.) Учитель. Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали? ( Вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.) (Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”) Учитель: А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах? Обратите внимание: “человеческое” только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова. Вопрос: Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе приём “говорящие фамилии”? Попробуйте “расшифровать” фамилии героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов, Елдырин) Очумелов - от очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение. Вопрос: Приём “говорящих имён и фамилий” - юмористический или сатирический? Полностью понять социальную сущность и комизм хамелеонства помогает речевое мастерство Ч. Реплики настолько выразительны, что дают моментальный языковой фотопортрет. Вопрос: Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех? Почему Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте. Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя. Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий “смешной” рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника. Домашнее задание. Прочитать и пересказать произведение А. П. Чехова «Хамелеон» | |
|
Всего комментариев: 0 | |