Главная » 2015 » Март » 25 » Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова для школьников
17:58
Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова для школьников
Цели:

- Дать представление о личности А.П.Чехова ;

- продолжать формировать умение анализа эпического произведения;

-на основе анализа рассказа попытаться раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова;

-учить видеть красоту, меткость чеховского слова;

-развивать критическое мышление; творческие способности учащихся;

-воспитывать нравственность и чувство уважения к классической литературе

Ход урока.

Здравствуйте, ребята!

.– Ребята, сегодня мы вновь встретимся с замечательным русским писателем Антоном Павловичем Чеховым – непревзойдённым мастером короткого рассказа.

Почему я сказала «вновь»? Потому что вы знакомы с некоторыми его рассказами. Давайте их вспомним и назовем. (Толстый и тонкий, Злоумышленник, Лошадиная фамилия)

Рассказов у Чехова много! Мы знаем далеко не все его произведения. Да и о личности Чехова знаем мало!

Сейчас мы прослушаем короткое сообщение о жизни Чехова, которое вы подготовили и расформировали самостоятельно.

Слайдовая презентация биографии А.П. Чехова.

2. Слово об А.П. Чехове.

1 ученик: Чехов был удивительным человеком. Внешность его была запоминающаяся. Высокого роста, худощавый, необычайно аккуратный, он привлекал внимание всех своим умением держаться: сдержанно, скромно, с достоинством. Поражало лицо этого человека – открытое, умное, с весёлыми светло-карими глазами.

Слайд «Чехов в молодые годы».

2 ученик: Он прожил трудную, но счастливую жизнь, потому что он сделал её сам. И свой характер он сформировал тоже сам.

Слайд «Чехов в зрелые годы».

3 ученик: Антон Павлович был великий труженик. Начиная с детских и юных лет, которые прошли в Таганроге ( на слайде вы видите дом ,в котором прошли детские годы писателя), он много трудился. У его отца была крохотная лавка, и Чехов – гимназист после занятий почти ежедневно стоял за прилавком, безотказно помогая отцу.

Слайд

4 ученик: А когда отец разорился, и семья переехала в Москву, Чехов остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Он жил только на свои средства, которые добывал репетиторством и другим трудом. Большую часть заработанных денег он отправлял семье в Москву, а самому порой не на что было купить обувь.

Слайд

5 ученик: Закончив гимназию, Чехов перебрался в Москву к родителям. Он поступил на медицинский факультет Московского университета, и по-прежнему продолжает много работать, чтобы помогать семье.

Слайд

6 ученик: Чехов осознанно начал писать в студенческие годы. Под его пером рождались короткие рассказы, он подписывал их псевдонимами, вымышленными именами: «брат моего брата», «Человек без селезёнки», «Антоша Чехонте».

Слайд

2 ученик: Рассказы были смешные, но жизнь в стране – далеко не смешной.

1 марта 1881 года революционеры убили царя Александра II. Начались полицейские слежки за людьми. Люди боялись, поэтому лгали и лицемерили.

Чехов занял достойную позицию: он открыто говорил о своей ненависти ко лжи, трусости, подхалимству во всех видах.

Учитель: Этой же цели служили его книги. В них он осудил общественные пороки своего времени. Об этом нам говорит его рассказ «Толстый и тонкий» Размышляя над ним, мы постараемся не только дать оценку героям, но и понять удивительную выразительность чеховской детали, будем вдумчиво работать с текстом.

Запишите число, тему урока.

Рассказ вы прочитали дома. Вспомнить содержание нам помогут литературные герои.

3 Инсценировка.

4. Первичное осмысление.

Вам понравился рассказ?
Смешным или грустным назвали бы рассказ, а может быть смешным и грустным одновременно?
Вывод. В своём рассказе писатель умело соединяет смешное и грустное. И в этом соединении проявляется неповторимая особенность его таланта.

5. Художественные особенности рассказа « Толстый и тонкий». (Слайд 3).

( Строки на слайде появляются по ходу работы в качестве вывода).

- А сейчас, ребята, мы обратимся с вами к секретам писательского мастерства. И начнём мы с вами с заглавия.

1) - Как вы думаете, что должно отражать заглавие? (Основную мысль).

По мнению А.П.Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным.

- Какой художественный приём обнаружен в заглавии? (Антитеза).

Вывод 1. Итак, это первая особенность рассказа.

(Строка на слайде).

Простое, предельно краткое заглавие.

2) – Вы уже знакомы с понятием композиция. Перечислите основные компоненты композиции.( Завязка – развитие действия – кульминация – развязка).

- Найдите завязку в рассказе. (« На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый, другой тонкий».)

- Даёт ли автор длинное описание встречи? ( Нет, коротко и ясно говорит автор о месте встречи и главных действующих лицах).

Вывод 2. Перед нами вторая особенность стиля писателя.

Краткая завязка. (Вступление, начало).

3) – Представьте, что вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев.

- Каким, по вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, походку.

- А как об этом сказал А.П.Чехов?

- Поработаем с таблицей.

- Выпишите из текста (1-й абзац) примеры, характеризующие толстого.

(Учащиеся заполняют сначала одну колонку, затем другую).

Работа с таблицей. Сравнительная характеристика героев.

Толстый


Тонкий

. « … только что пообедал на вокзале, губы лоснились, как спелые вишни…»

« Пахло от него хересом и флёрдоранжем».

2. «Ну, полно!..Для чего этот тон?»

«… тайного советника стошнило».



1. «… только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками».

«Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».

2. «… побледнел, окаменел…лицо искривилось широчайшей улыбкой». «… съёжился, сгорбился, сузился…» « …ваше привосходитель

- Одна-две детали и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек.

- Попробуйте составить словесный портрет тонкого. Как вы его себе представляете, его внешность, походку, одежду?

- А как сказано об этом у автора?

Выпишите из текста (1-й абзац) примеры, характеризующие тонкого.

- Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? ( Навьючен).

- О чём говорит эта деталь? ( Он бедный, нет денег на носильщика, поэтому сам несёт (навьючен) чемоданы).

- Какой художественный приём использует Чехов, рисуя главных героев? (Антитеза).

Вы, наверное, заметили, ребята, что этот общий принцип противопоставления пронизывает весь рассказ: его название, систему образов.

- А теперь скажите, коротко или подробно описывает автор своих героев?

( Одно слово, одна деталь может рассказать о герое, дать представление о его положении в обществе).

Вывод 3. «Говорящая» деталь заменяет подробное описание.

4) – Итак, встретились два школьных товарища.

Какие чувства испытывают герои при встрече?
Из каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных, восклицательных).
О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к другу, герои интересуются жизнью друг друга).

- Обратите внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как называется разговор двух и более лиц? ( Диалог).

- Диалог лежит в построении рассказа. И это ещё одна особенность произведений А.П.Чехова.

Вывод 4. Построение рассказа – диалог.

5)

Что мы узнаём о материальном положении тонкого? ( Получает маленькое жалование, жена подрабатывает уроками, сам он делает дешёвые портсигары).

С каким чувством говорит об этом тонкий? ( С чувством гордости).
Какую роль играют жена и сын Нафанаил? ( Это молчаливые персонажи. Они дорисовывают образ тонкого).
А как обстоят дела у толстого? ( Он стал тайным советником).
- Какое же слово изменило отношение друзей во время встречи? Когда, в какой момент происходит перелом?
Как в литературе называется самый напряжённый момент в произведении? (Кульминацией).

- Как меняется поведение тонкого и толстого?

Найдите во 2-й части слова, реплики, характеризующие героев, запишите в таблицу.

Работа с таблицей.

Какие слова тонкого выражают льстивость, угодливость?

- Итак, Чехов делает индивидуальной, неповторимой речь своих героев, а это ещё один секрет чеховского мастерства.

Вывод 5. Индивидуальная речь героев как основа их неповторимости.

6. Осмысление идеи рассказа.

- Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл? (Ему стало противно).

- Как об этом сказал толстый? (« К чему это чинопочитание»).

- Это слово сегодня уже звучало в начале урока. Как вы понимаете значение этого слова?

(Лицемерное отношение к старшим по должности).

7.Вывод по уроку.

- Что хотел сказать нам А.П.Чехов своим рассказом?

- Какие человеческие качества высмеивает писатель? ( Чинопочитание, угодничество, неискренность, подхалимство).

9. Заключительное слово учителя.

- Да, школьная дружба – это прежде всего общение на равных, она крепко соединяет людей. А человек в любой ситуации должен всегда оставаться человеком. Урок хочется закончить словами А.П.Чехова: « При любых обстоятельствах среди людей нужно осознавать своё достоинство». ( Слайд )

10 Домашнее задание:

Подумайте, что расскажет дома о встрече с бывшим одноклассником толстый. Напишите этот рассказ от его лица

Дополнительный материал .

Давайте убедимся, насколько вы внимательные читатели.

(Учитель читает значение слова, учащиеся называют ответ, затем ответ появляется на слайде).

1. Сколько героев присутствует в рассказе? ( Четыре).

2. Назовите имя жены тонкого. (Луиза).

3 . Должность, которую занимает сейчас тонкий. (Столоначальник).

4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий).

5. Что тонкий делает из дерева? (Портсигары).

6. Прозвище толстого в школе. (Герострат).

7. Псевдоним А.П.Чехова. (Чехонте).

8. Имя тонкого. (Порфирий).

9. Герой, от которого пахло хересом и флёрдоранжем. (Толстый).

10. Место, где встретились друзья. (Вокзал).

11. Как зовут сына тонкого? (Нафанаил).

12. Прозвище тонкого в школе. ( Эфиальт).

13.Продолжи фразу: «Тонкий вдруг побледнел, …» ( окаменел).

- А теперь скажите, какое слово выделено в кроссворде? ( Чинопочитание).

- Как вы понимаете значение этого слова
Категория: Занятия | Просмотров: 287 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar