Главная » 2015 Март 25 » Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова для школьников
17:58 Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова для школьников | |
Цели: - Дать представление о личности А.П.Чехова ; - продолжать формировать умение анализа эпического произведения; -на основе анализа рассказа попытаться раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова; -учить видеть красоту, меткость чеховского слова; -развивать критическое мышление; творческие способности учащихся; -воспитывать нравственность и чувство уважения к классической литературе Ход урока. Здравствуйте, ребята! .– Ребята, сегодня мы вновь встретимся с замечательным русским писателем Антоном Павловичем Чеховым – непревзойдённым мастером короткого рассказа. Почему я сказала «вновь»? Потому что вы знакомы с некоторыми его рассказами. Давайте их вспомним и назовем. (Толстый и тонкий, Злоумышленник, Лошадиная фамилия) Рассказов у Чехова много! Мы знаем далеко не все его произведения. Да и о личности Чехова знаем мало! Сейчас мы прослушаем короткое сообщение о жизни Чехова, которое вы подготовили и расформировали самостоятельно. Слайдовая презентация биографии А.П. Чехова. 2. Слово об А.П. Чехове. 1 ученик: Чехов был удивительным человеком. Внешность его была запоминающаяся. Высокого роста, худощавый, необычайно аккуратный, он привлекал внимание всех своим умением держаться: сдержанно, скромно, с достоинством. Поражало лицо этого человека – открытое, умное, с весёлыми светло-карими глазами. Слайд «Чехов в молодые годы». 2 ученик: Он прожил трудную, но счастливую жизнь, потому что он сделал её сам. И свой характер он сформировал тоже сам. Слайд «Чехов в зрелые годы». 3 ученик: Антон Павлович был великий труженик. Начиная с детских и юных лет, которые прошли в Таганроге ( на слайде вы видите дом ,в котором прошли детские годы писателя), он много трудился. У его отца была крохотная лавка, и Чехов – гимназист после занятий почти ежедневно стоял за прилавком, безотказно помогая отцу. Слайд 4 ученик: А когда отец разорился, и семья переехала в Москву, Чехов остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Он жил только на свои средства, которые добывал репетиторством и другим трудом. Большую часть заработанных денег он отправлял семье в Москву, а самому порой не на что было купить обувь. Слайд 5 ученик: Закончив гимназию, Чехов перебрался в Москву к родителям. Он поступил на медицинский факультет Московского университета, и по-прежнему продолжает много работать, чтобы помогать семье. Слайд 6 ученик: Чехов осознанно начал писать в студенческие годы. Под его пером рождались короткие рассказы, он подписывал их псевдонимами, вымышленными именами: «брат моего брата», «Человек без селезёнки», «Антоша Чехонте». Слайд 2 ученик: Рассказы были смешные, но жизнь в стране – далеко не смешной. 1 марта 1881 года революционеры убили царя Александра II. Начались полицейские слежки за людьми. Люди боялись, поэтому лгали и лицемерили. Чехов занял достойную позицию: он открыто говорил о своей ненависти ко лжи, трусости, подхалимству во всех видах. Учитель: Этой же цели служили его книги. В них он осудил общественные пороки своего времени. Об этом нам говорит его рассказ «Толстый и тонкий» Размышляя над ним, мы постараемся не только дать оценку героям, но и понять удивительную выразительность чеховской детали, будем вдумчиво работать с текстом. Запишите число, тему урока. Рассказ вы прочитали дома. Вспомнить содержание нам помогут литературные герои. 3 Инсценировка. 4. Первичное осмысление. Вам понравился рассказ? Смешным или грустным назвали бы рассказ, а может быть смешным и грустным одновременно? Вывод. В своём рассказе писатель умело соединяет смешное и грустное. И в этом соединении проявляется неповторимая особенность его таланта. 5. Художественные особенности рассказа « Толстый и тонкий». (Слайд 3). ( Строки на слайде появляются по ходу работы в качестве вывода). - А сейчас, ребята, мы обратимся с вами к секретам писательского мастерства. И начнём мы с вами с заглавия. 1) - Как вы думаете, что должно отражать заглавие? (Основную мысль). По мнению А.П.Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным. - Какой художественный приём обнаружен в заглавии? (Антитеза). Вывод 1. Итак, это первая особенность рассказа. (Строка на слайде). Простое, предельно краткое заглавие. 2) – Вы уже знакомы с понятием композиция. Перечислите основные компоненты композиции.( Завязка – развитие действия – кульминация – развязка). - Найдите завязку в рассказе. (« На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый, другой тонкий».) - Даёт ли автор длинное описание встречи? ( Нет, коротко и ясно говорит автор о месте встречи и главных действующих лицах). Вывод 2. Перед нами вторая особенность стиля писателя. Краткая завязка. (Вступление, начало). 3) – Представьте, что вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев. - Каким, по вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, походку. - А как об этом сказал А.П.Чехов? - Поработаем с таблицей. - Выпишите из текста (1-й абзац) примеры, характеризующие толстого. (Учащиеся заполняют сначала одну колонку, затем другую). Работа с таблицей. Сравнительная характеристика героев. Толстый Тонкий . « … только что пообедал на вокзале, губы лоснились, как спелые вишни…» « Пахло от него хересом и флёрдоранжем». 2. «Ну, полно!..Для чего этот тон?» «… тайного советника стошнило». 1. «… только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками». «Пахло от него ветчиной и кофейной гущей». 2. «… побледнел, окаменел…лицо искривилось широчайшей улыбкой». «… съёжился, сгорбился, сузился…» « …ваше привосходитель - Одна-две детали и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек. - Попробуйте составить словесный портрет тонкого. Как вы его себе представляете, его внешность, походку, одежду? - А как сказано об этом у автора? Выпишите из текста (1-й абзац) примеры, характеризующие тонкого. - Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? ( Навьючен). - О чём говорит эта деталь? ( Он бедный, нет денег на носильщика, поэтому сам несёт (навьючен) чемоданы). - Какой художественный приём использует Чехов, рисуя главных героев? (Антитеза). Вы, наверное, заметили, ребята, что этот общий принцип противопоставления пронизывает весь рассказ: его название, систему образов. - А теперь скажите, коротко или подробно описывает автор своих героев? ( Одно слово, одна деталь может рассказать о герое, дать представление о его положении в обществе). Вывод 3. «Говорящая» деталь заменяет подробное описание. 4) – Итак, встретились два школьных товарища. Какие чувства испытывают герои при встрече? Из каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных, восклицательных). О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к другу, герои интересуются жизнью друг друга). - Обратите внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как называется разговор двух и более лиц? ( Диалог). - Диалог лежит в построении рассказа. И это ещё одна особенность произведений А.П.Чехова. Вывод 4. Построение рассказа – диалог. 5) Что мы узнаём о материальном положении тонкого? ( Получает маленькое жалование, жена подрабатывает уроками, сам он делает дешёвые портсигары). С каким чувством говорит об этом тонкий? ( С чувством гордости). Какую роль играют жена и сын Нафанаил? ( Это молчаливые персонажи. Они дорисовывают образ тонкого). А как обстоят дела у толстого? ( Он стал тайным советником). - Какое же слово изменило отношение друзей во время встречи? Когда, в какой момент происходит перелом? Как в литературе называется самый напряжённый момент в произведении? (Кульминацией). - Как меняется поведение тонкого и толстого? Найдите во 2-й части слова, реплики, характеризующие героев, запишите в таблицу. Работа с таблицей. Какие слова тонкого выражают льстивость, угодливость? - Итак, Чехов делает индивидуальной, неповторимой речь своих героев, а это ещё один секрет чеховского мастерства. Вывод 5. Индивидуальная речь героев как основа их неповторимости. 6. Осмысление идеи рассказа. - Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл? (Ему стало противно). - Как об этом сказал толстый? (« К чему это чинопочитание»). - Это слово сегодня уже звучало в начале урока. Как вы понимаете значение этого слова? (Лицемерное отношение к старшим по должности). 7.Вывод по уроку. - Что хотел сказать нам А.П.Чехов своим рассказом? - Какие человеческие качества высмеивает писатель? ( Чинопочитание, угодничество, неискренность, подхалимство). 9. Заключительное слово учителя. - Да, школьная дружба – это прежде всего общение на равных, она крепко соединяет людей. А человек в любой ситуации должен всегда оставаться человеком. Урок хочется закончить словами А.П.Чехова: « При любых обстоятельствах среди людей нужно осознавать своё достоинство». ( Слайд ) 10 Домашнее задание: Подумайте, что расскажет дома о встрече с бывшим одноклассником толстый. Напишите этот рассказ от его лица Дополнительный материал . Давайте убедимся, насколько вы внимательные читатели. (Учитель читает значение слова, учащиеся называют ответ, затем ответ появляется на слайде). 1. Сколько героев присутствует в рассказе? ( Четыре). 2. Назовите имя жены тонкого. (Луиза). 3 . Должность, которую занимает сейчас тонкий. (Столоначальник). 4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий). 5. Что тонкий делает из дерева? (Портсигары). 6. Прозвище толстого в школе. (Герострат). 7. Псевдоним А.П.Чехова. (Чехонте). 8. Имя тонкого. (Порфирий). 9. Герой, от которого пахло хересом и флёрдоранжем. (Толстый). 10. Место, где встретились друзья. (Вокзал). 11. Как зовут сына тонкого? (Нафанаил). 12. Прозвище тонкого в школе. ( Эфиальт). 13.Продолжи фразу: «Тонкий вдруг побледнел, …» ( окаменел). - А теперь скажите, какое слово выделено в кроссворде? ( Чинопочитание). - Как вы понимаете значение этого слова | |
|
Всего комментариев: 0 | |