Главная » 2015 Март 25 » Классный час по теме: М.И. Цветаева в начальной школе
19:08 Классный час по теме: М.И. Цветаева в начальной школе | |
Цели урока: изучая поэзию М. Цветаевой, исследовать вопрос о влиянии на поэтическое кредо поэтессы ее любимых поэтов: А. С. Пушкина, А. А. Блока, А. А. Ахматовой, Б. Пастернака; определить этапы развития и процесс становления поэтического таланта М. Цветаевой. Оборудование: компьютер, экран, диск с фотографиями М. Цветаевой; диск с песнями на стихи М. Цветаевой: “Хочу у зеркала”, “Монолог”; оформление доски: портреты М. Цветаевой, А. С. Пушкина, А. А. Блока, А. А. Ахматовой, Б. Пастернака. Эпиграф к уроку: Друг, разрешите мне на лад старинный Сказать любовь, нежнейшую на свете. Я вас люблю. План урока Пушкинские традиции в поэзии М. Цветаевой. М. Цветаева и символисты. М. Цветаева и А. Ахматова. “Мы были музыкой во льду...”. Цветаева и Пастернак. Ход урока I. 1. Звучит песня из кинофильма “Ирония судьбы” “Хочу у зеркала”. 2. Слово учителя. Вслушайтесь в слова этой песни: Я вижу мачты корабля - И вы на палубе. Я не случайно наш второй урок по изучению творчества М. Цветаевой начинаю с этой песни. В ее строках я слышу обращение к вам, молодым, отправляющимся в скором будущем в самостоятельный жизненный путь; в них чувствуется предостережение, ведь жизнь будет нелегкой: Вечерние поля в росе. Над ними – вороны. Но благословение женщины-поэтессы, которая узнала о трудностях этой жизни не понаслышке, пусть поможет вам. Стихи, которые воспринимаются как диалог с читателем. Да, стихи М. Цветаевой – это в большинстве случаев диалог с любимыми, родными, близкими, друзьями, учителями. Бунтарь по натуре, сильная личность, она трудно сходилась с людьми. Но умела отличить истинное, подлинное от лживого, искусственного. Оставаясь неподражаемой, училась у гениев прошлого и преклонялась перед талантами современников, многие из которых стали ее друзьями. Какой след оставили друзья, учителя М. Цветаевой в ее жизни? Этому будет посвящен сегодня наш урок. 3. Звучит стихотворение М. Цветаевой (чтение ученика). “Вы столь забывчивы, сколь незабвенны”. Учитель: Строки этого стихотворения послужат эпиграфом к нашему уроку: Друг, разрешите мне на лад старинный Сказать любовь, нежнейшую на свете. Я вас люблю. Строки – признание в любви тем гениям, перед которыми преклонялась М. Цветаева. II. 1. Учитель: И первый, кто вошел в ее жизнь с детства, был учитель, гений – А. С. Пушкин, которому в своем творчестве она отводит особую роль и посвящает цикл стихотворений. 2. В исполнении ученика звучит стихотворение “Поэт и царь”. 3. Учитель: Свое отношение к поэзии А. С. Пушкина М. Цветаева выразила в статье “Мой Пушкин”. В современном литературоведении существует ряд работ, исследующих вопрос о влиянии поэзии Пушкина на творчество М. Цветаевой. Задание классу: слушая сообщение “Пушкин и Цветаева”, запишите его основные мысли и сформулируйте вопросы докладчику, на ваш взгляд, не отраженные в сообщении. 4. Сообщение ученика “А. С. Пушкин и М. Цветаева. 5. Беседа с классом по материалам сообщения. Тезис: "Восхищаясь красотой стиха А. С. Пушкина и его романтическими произведениями: “К морю”; “Цыганы”, М. Цветаева находит в них отражение своих мыслей о бунтарской личности, о свободе творчества". Вопросы учеников докладчику: как отразилось влияние пушкинской поэзии на стихе М. Цветаевой? 6. Учитель: Отвечая на вопрос, проанализируйте стихотворение “Мне нравится, что вы больны не мной”. 7. Стихотворение-песня звучит в исполнении ученицы под гитару. 8. Беседа по анализу стихотворения “Мне нравится, что вы больны не мной”. Какие ассоциации вызывает у вас это стихотворение? С каким стихотворением А. С. Пушкина оно схоже по стилю и основным мыслям. Стихотворение “Я вас любил...” А. С. Пушкина. Сравним эти два стихотворения. Что общего в них? лиричность и музыкальность стиха; прозрачность мысли и чувства; пафос жизни и любви; самоотречение, благородство чувств; тонкий психологизм; умиротворенность, спокойствие; классический стих: восьмистрочный ямб. III. 1. Учитель: Пушкинские традиции отразились ярче всего в юношеской лирике М. Цветаевой. Но жизнь продолжалась. Еще учась в гимназии, М. Цветаева публикует свой первый сборник стихов “Вечерний альбом” и получает похвалы в журнале В. Брюсова, теоретика символизма. А М. Волошин приходит в дом к Цветаевым, желая познакомиться с юной поэтессой. Волошин же вводит Марину Цветаеву в круг своих друзей поэтов-символистов. Она дружит с О. Мандельштамом и, как все символисты, преклоняется перед А. А. Блоком. 2. Стихотворение “Имя твое — птица в руке”. 3. Сообщение. “Цветаева и символисты. Цветаева и Блок”. Тезис (сформулированный учениками после сообщения): "многие особенности поэтического стиля символистов вызывают симпатии молодой поэтессы". 4. Учитель: Дополните тезис, проанализировав стихотворения М. Цветаевой “В огромном городе моем — ночь”, “Нежный призрак”. (Анализ стихотворений по группам). Черты символизма в стихотворении “В огромном городе моем – ночь”: ночь – один из любимых образов символистов, как образ таинственного поэтического мира; настроение безысходности; нереальность происходящего – сон. Музыка. 5. Стихотворение “Нежный призрак” и черты символизма: рыцарь небесный (так поэтесса называет А. Блока, у А. Блока –“прекрасная дама”); снеговой певец, голубоглазый – голубой цвет блоковских стихов; образ Лебедя, царство рая; обожествление лирического героя (обожествление “прекрасной дамы” у А. Блока). IV. Учитель: Да, влияние символизма на творчество М. Цветаевой бесспорно. Но можно ли отнести творчество поэтессы к символизму? Обратите внимание на названия ее стихотворений и циклов: “Я с вызовом ношу его кольцо”, “Але”, “Бабушке”, “Георгий”, “Стих к сыну”, “Ариадна” и др. Что можно сказать о стихах М. Цветаевой, судя по названиям? Ученик: Это исповедь ее души, ее биография в стихах, ее душевные откровения. Учитель: Земные человеческие чувства, открытость сближают поэзию М. Цветаевой с другим литературным направлением. Ученик: Акмеизмом. 2. Чтение стихотворения “Пригвождена к позорному столбу”. Автобиографичность стихотворения. Учитель: С акмеизмом роднит М. Цветаеву ее большая увлеченность поэзией А. Ахматовой, которой М. Цветаева посвятила цикл стихов. 3. Чтение стихотворения “Златоустой Анне”. Сообщение “Ахматова и Цветаева”. Вывод – стихи Ахматовой и Цветаевой близки тонким психологизмом, лиризмом, красотой образов, яркими детальными сравнениями, глубиной чувств. V. 1. М. Цветаева имела тонкий поэтический вкус, умела отличить подлинный талант и потому, многому учась у своих кумиров, смогла создать свой мир поэзии. Еще одной страницей в ее жизни было увлечение стилем футуризма. Будучи в эмиграции поэтесса знакомится с В. Маяковским. Она покорена силой и новизной стиха Маяковского. Именно такой мужской, взрывной стих становится главным в ее стиле. “Я не верю стихам, которые льются! Рвутся – да!”. 2. Чтение стихотворения “Челюскинцы”. Анализ художественных приемов учениками. Художественные приемы: неполные предложения, оборванность мысли, пульсирующий ритм, телеграфная лаконичность, отказ от традиционной мелодики, неологизмы. Новые мысли, идеи, образы приходят к талантливой поэтессе вместе с появлением талантливого поэта, бывшего футуриста Б. Пастернака. Несколько лет длился их роман... в письмах. 3) Сообщение “Мы были музыкой во льду”. (Инсценировка. Чтение отрывков из писем). Чтение стихотворения М. Цветаевой “Расстояния, версты, мили”, посвященное Б. Пастернаку. Тезис: "Б. Пастернак и М. Цветаева были очень разные по мироощущениям. Пастернак - оптимист, верящий в светлые начала жизни. Цветаева – уставшая от жизненных невзгод женщина. Но его сила и теплота чувств помогали ранимому сердцу поэтессы сохранить веру, строить планы, вернуться на Родину, продолжать заниматься любимым делом". VI. Учитель: Друзья, учителя, любимые... Им отдано часть души поэтессы, часть ее жизни, творчества. Но человек, умеющий отдавать, вдвое больше приобретает. Учась, общаясь, любя, М. Цветаева впитала все лучшее, что было преподнесено ей судьбой, и осталась неподражаемой, уникальной. К какому литературному направлению была ближе поэзия М. Цветаевой? На этот вопрос вы выскажете свои ответы – рассуждения на следующем уроке, анализируя стихи М. Цветаевой. Но к какому бы литературному течению вы ее ни отнесли, главное, что стихи этой талантливейшей поэтессы будут удивлять еще многие поколения глубиной чувств, необычностью видения, редким стихом. И даром любви и веры. К вам всем, что мне Ни в чем не знавшей меры, Чужие и свои. Я обращаюсь с требованием веры И с просьбой о любви. Звучит песня “Монолог” в исполнении А. Пугачевой. | |
|
Всего комментариев: 0 | |