Главная » 2016 Февраль 24 » Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 9 класс
08:59 Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 9 класс | |
Часть 1. Вопросы и задания 1. В словах шило, жир шипящие твердые, а последующий гласный указывает на их мягкость; в словах чаща, чудо, щука шипящие – мягкие, однако гласные указывают на их твердость. 1.1. На каком принципе русской орфографии основано написание этих слов? 1.2. Как произносились эти шипящие в прошлом? 2. М. Горький, прочитав в рукописи молодого писателя фразу Сквозь чащу кустарника продирался мокрый Василий и истошно кричал: «Братцы, щуку поймал!», заметил: «Первая щука – явно лишняя». 2.1. Что имел в виду писатель? 2.2. Как называется раздел языкознания, изучающий такие явления? 3. Сколько имен прилагательных в предложении: Все тише ребячьи голоса, что слышны из небольшой соседней комнаты? Определите разряд каждого прилагательного. 4. Составьте предложения со словами стоя, лежа, сторожа так, чтобы эти слова выступали в роли разных частей речи. 5. Определите синтаксическую функцию инфинитива: 1) Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей. 2) Теперь опять в нем родилась надежда найти отца. 3) Секретарь попросила посетителя подождать в приемной. 4) Смотреть – время терять. 5) Я приказываю экипажу прыгать с парашютами. 6. Подберите фразеологические антонимы: бросить якорь – … витать в облаках – … кот наплакал – …. у черта на куличках – … 7. Вместо точек вставьте слова, которые одновременно являются синонимами для своих «соседей»: 1) битва (…) ругань; 2) гримаса (…) снаряд; 3) нежить (…) шалить; 4) изогнутый (…) одноглазый; 8. Связаны ли этимологически латинские слова гладиолус и гладиатор? Известно, что русское название цветка – шпажник, а польское – мечик. Восстановите первоначальное (буквальное) значение слов гладиолус и гладиатор. 9. Приведите примеры рекламного текста, которые запомнились Вам лучше всего. Объясните причины их легкой запоминаемости, учитывая те языковые явления, которые лежат в основе этих рекламных текстов. 10. Какой стилистический прием использовал А.П. Чехов в предложении для создания комического эффекта? Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать. Часть П. Работа с текстом Прочитайте фрагмент рассказ В.Белова «Маникюр» и выполните приведенные ниже задания. Ох, уж не утерплю, расскажу, как я в Москву-то слетала! Десять годов сбиралась, не могла удосужиться. А тут не глядя свернулась, откуда что и взялось. Отпуск в конторе начислили. Я рукавицами хлоп только меня и видели! Мужика с детками, все хозяйство оставила, из-под коров да под самый Кремль! Поехала к брату он у меня полковник. Моложе меня. А давно на пенсии; делать-то ему нечего вот обрадел! Я телеграмму-то дать постеснялась. «Ой, ты?! говорит. Кабы ты, говорит. была с головой, сообщила бы. Я бы, говорит, на машине тебя с вокзала увез. Только свистнуло бы!» «Ну, говорю, не велика и баронь, дошла и пешком». Дошла-то дошла, а намаялася. Дорогу-то мне указывают, да по-разному все: один говорит влево, девушка, другой вправо, гражданка, третий скажет тетка, дуй напрямик! Задания 3. Определите, в рамках какого стиля создан текст. Аргументируйте свой ответ. 4. Укажите ведущий тип речи в этом тексте. Аргументируйте ответ. 5. Охарактеризуйте функциональную роль просторечных языковых средств в этом тексте. 6. Какова авторская позиция (оценка) по отношению к героине? 7. Передайте рассказ героини литературным языком. К чему привело подобное изменение ? Дайте свою оценку. | |
|
Всего комментариев: 0 | |