Главная » 2016 Февраль 24 » Олимпиада по литературе 11 класс с ответами школьный этап
07:50 Олимпиада по литературе 11 класс с ответами школьный этап | |
Задание 1. Объясните, кто те, чьи имена и фамилии встретились в стихотворении О.Мандельштама. И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме, И Гёте, свищущий на вьющейся тропе, И Гамлет, мысливший пугливыми шагами, Считали пульс толпы и верили толпе. Быть может. Прежде губ уже родился шёпот, И в бездревесности кружилися листы, И те, кому мы посвящаем опыт, До опыта приобрели черты. Ответ: Франц Петер Шуберт 1797-1828 – австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке. Вольфганг Амадей Моцарт 1756-1791 – австрийский композитор. Иоганн Вольфганг фон Гёте 1749-1832 – немецкий поэт. Государственный деятель и естествоиспытатель. Гамлет – герой одноимённой трагедии У.Шекспир Максимально возможный балл – 4 Задание 2. Вы, конечно, читали повесть Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Вспомните: «Вдруг страшный удар обрушился на плечи Тома. Точно такой же достался и Джо. В продолжение двух минут учитель усерднейшим образом выколачивал пыль из двух курток; вся школа ликовала и радовалась. Приятели были слишком поглощены своей забавой и не заметили, что незадолго перед тем в классе внезапно водворилась тишина, так как учитель подошёл к ним на цыпочках и наклонился над ними. Довольно долго он следил за их игрой, прежде чем со своей стороны внёс в неё некоторое разнообразие…». В этом отрывке автор использует такую форму выражения мысли, когда слово или высказывание обретает в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его. Как называется этот литературоведческий приём? Ответ: ирония[1]. См.: 1) Ирония - 1) тонкая, скрытая насмешка; 2) стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки; чаще всего - заведомое несоответствие положительного значения и отрицательного подтекста, напр.: блажен в златом кругу вельмож ii пиит, внимаемый царями (Пушкин). 2) Ирония 1. ж. Тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой. 2. ж. Стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки (в литературоведении). (Т.Ф. Ефремова) 3) Ирония – ж. греч. речь, которой смысл или значение противоположно буквальному смыслу слов; насмешливая похвала, одобрение, выражающее порицание. (В.И. Даль) Максимально возможный балл – 3 Задание 3. Перед Вами фотографии разных русских писателей, с творчеством которых Вы знакомились на уроках литературы. Кто изображён на каждой из представленных фотографий? В своём ответе не забудьте указать номер фотографии, фамилию, имя и отчество писателя Ответ: 1. Лев Николаевич Толстой. 2. Иван Сергеевич Тургенев. 3. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. 4.Иван Александрович Гончаров. 5. Антон Павлович Чехов. 6. Афанасий Афанасьевич Фет. Максимально возможный балл – 6 Задание 4. I. Интерпретация прозаического текста. Проанализируйте рассказ И.А.Бунина «Книга» И.А. Бунин Книга Лёжа на гумне в омёте, долго читал - и вдруг возмутило. Опять с раннего утра читаю, опять с книгой в руках! Полжизни прожил в каком-то несуществующем мире, среди людей никогда не бывших, выдуманных, волнуясь их судьбами, их радостями и печалями, как своими собственными, до могилы связав себя с Авраамом и Исааком, с пелазгами и этрусками, с Сократом и Юлием Цезарем, Гамлетом и Данте, Гретхен и Чацким, Собакевичем и Офелией, Печориным и Наташей Ростовой! И как теперь разобраться среди действительных и вымышленных спутников моего земного существования? Как разделить их, как определить степени их влияния на меня? Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошади, мухи, шмели, птицы, облака - всё жило своей собственной, настоящей жизнью. И вот я внезапно почувствовал это и очнулся от книжного наваждения, отбросил книгу в солому и с удивлением и с радостью, какими-то новыми глазами смотрю кругом, остро вижу, слышу, обоняю, - главное, чувствую что-то необыкновенно простое и в то же время необыкновенно сложное, то глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни и во мне самом и о чём никогда не пишут как следует в книгах. Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. Было солнечно, празднично; теперь все померкло, стихло. В небе мало-помалу собрались облака и тучки, кое-где, - особенно к югу, - ещё светлые, красивые, а к западу, за деревней, за её лозинами, дождевые, синеватые, скучные. Тепло, мягко пахнет далёким полевым дождём. В саду поёт одна иволга. По сухой фиолетовой дороге, пролегающей между гумном и садом, возвращается с погоста мужик. На плече белая железная лопата с прилипшим к ней синим чернозёмом. Лицо помолодевшее, ясное. Шапка сдвинута с потного лба. - На своей девочке куст жасмину посадил! - бодро говорит он. - Доброго здоровья. Всё читаете, всё книжки выдумываете? Он счастлив. Чем? Только тем, что живёт на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире. В саду поёт иволга. Всё прочее стихло, смолкло, даже петухов не слышно. Одна она поёт - не спеша выводит игривые трели. Зачем, для кого? Для себя ли, для той ли жизни, которой сто лет живет сад, усадьба? А может быть, это усадьба живет для её флейтового пения? «На своей девочке куст жасмину посадил». А разве девочка об этом знает? Мужику кажется, что знает, и, может быть, он прав. Мужик к вечеру забудет об этом кусте, - для кого же он будет цвести? А ведь будет цвести, и будет казаться, что недаром, а для кого-то и для чего-то. «Всё читаете, всё книжки выдумываете». А зачем выдумывать? Зачем героини и герои? Зачем роман, повесть, с завязкой и развязкой? Вечная боязнь показаться недостаточно похожим на тех, что прославлены! И вечная мука - вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твоё и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове! Максимально возможный балл – 20 II. Интерпретация лирического текста. Сделайте полный анализ стихотворения О.Э. Мандельштама «Дано мне тело - что мне делать с ним…» Дано мне тело - что мне делать с ним, Таким единым и таким моим. За радость тихую дышать и жить Кого, скажите, мне благодарить? Я и садовник, я же и цветок, В темнице мира я не одинок. На стёкла вечности уже легло Моё дыхание, моё тепло. Запечатлеется на нём узор, Неузнаваемый с недавних пор. Пускай мгновения стекает муть – Узора милого не зачеркнуть. Максимально возможный балл – 20 Задание 5. По данному отрывку определите автора и название произведения: 1) « До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор , изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне , ещё сохранившем последний отблеск зари На тёмном небе начинали мелькать звезды, и странно, мне показалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере.» 2) « Я глядел во все стороны,…но ничего не увидел, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесённые снегом, с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными…У ворот увидел я старую чугунную пушку, улицы были тесны и кривы…» 3) « Ямщик поскакал, но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился всё сильнее. Облачко обратилось в белую тучу , которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель… Всё исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!» Ответ: М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» 2), 3) А.С.Пушкин «Капитанская дочка» 6б. (2б. – 2б. -2б.) Максимально возможный балл – 6 Задание 6. Соотнесите литературные маски (или псевдонимы) с фамилиями реальных авторов. Иван Петрович Белкин А.К. Толстой, братья Жемчужниковы. Борис Акунин Е. Дмитриева, М. Волошин Козьма Прутков А. С. Пушкин Черубина де Габриак Г. Чхартишвили Максимально возможный балл – 4 Задание 7. Какие герои, из каких произведений и каких авторов мечтали: - о своём Тулоне, - изобрести перпетуум-мобиле, - «через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…», - «мне только бы досталось в генералы», - «в Европу прорубить окно», - «на Руси жить хорошо». Ответ: мечтатели о своём Тулоне (князь Андрей, из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)-1б изобрести перпетуум-мобиле (мещанин Кулигин из пьесы А.Н. Островского «Гроза»)-1б «через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…» (Манилов из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)-1б «мне только бы досталось в генералы» (полковник Скалозуб из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)-1б «в Европу прорубить окно» (царь Пётр 1 из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»)-1б «на Руси жить хорошо» (7 мужиков из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)-1б Максимально возможный балл – 6 Задание 8. Найдите и объясните ошибки в определении термина эпиграмма. Эпиграмма – поэтическая фигура торжественного содержания, прославляющая царей и государственных деятелей. Возникла в ХХ веке и нашла отражение в творчестве А. Блока и А. Ахматовой. Напишите исправленный вариант определения термина эпиграмма. Ответ: Ошибки в определении термина эпиграмма таковы: эпиграмма – поэтическая фигура торжественного содержания, прославляющая царей и государственных деятелей. Возникла в ХХ веке и нашла отражение в творчестве А. Блока и А. Ахматовой. Исправленный вариант определения термина: эпиграмма – это короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-нибудь лицо, ярко проявилась в творчестве А.С. Пушкина. Максимально возможный балл – 1 Максимальное количество баллов за всю работу-50 | |
|
Всего комментариев: 0 | |