Главная » 2016 Февраль 24 » Олимпиада по литературе 10 класс с ответами
07:51 Олимпиада по литературе 10 класс с ответами | |
1. Какой термин «лишний» (относится не к тому же уровню произведения, что и остальные): 1)пиррихий; 2)эпитет; 3)спондей; 4)цезура; 5)хорей. 2. Какие из приведённых утверждений правильны? Отметьте их: 1)А.С. Пушкин мог встретиться с И.С. Тургеневым; 2)В.В. Маяковский мог прочитать «Мастера и Маргариту» М.А. Булгакова; 3)Пётр Первый мог быть личным цензором А. С. Пушкина; 4)Н.В. Гоголь мог читать произведения Ф.М. Достоевского; 5) Ф.М. Достоевский мог высказать своё мнение по поводу рассказа А.П. Чехова «Палата № 6». 3. Все строки стихотворения И.А. Бунина содержат одинаковое количество стоп, кроме двух, расположенных рядом в одной строфе. Найдите их, укажите арабской цифрой, сколько в каждой из них стоп. Старик сидел, покорно и уныло Поднявши брови, в кресле у окна. На столике, где чашка чаю стыла, Сигара нагоревшая струила Полоски голубого волокна. Был зимний день, и на лицо худое, Сквозь этот легкий и душистый дым, Смотрело солнце вечно молодое, Но уж его сиянье золотое На запад шло по комнатам пустым. Часы в углу своею четкой мерой Отмеривали время... На закат Смотрел старик с беспомощною верой... Рос на сигаре пепел серый, Струился сладкий аромат. 4. В каком сибирском городе установлен памятник А.П. Чехову, имеющий надпись: «Антон Павлович в … глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и ни разу не читавшего Каштанки»? 5. В каком из следующих произведений нет темы гибели на железной дороге? 1) А.А. Блок « На железной дороге»; 2)Л.Н. Толстой «Анна Каренина»; 3)И.А. Бунин « Солнечный удар»; 4)А.И. Солженицын «Матрёнин двор». 6. Перед вами пародия на одного из поэтов начала 20 в. Назовите имя и фамилию этого поэта. Какие черты поэтики данного автора пародируются в этом стихотворении? Настоящую даму не спутать Ни за что: ведь она в мехах. Ты напрасно хочешь напутать. И ответил он жалобно: - Ах! Только вздрогнула: - Милый! Милый! О, господь мой, ты мне помоги! И на правую руку стащила Галошу с левой ноги. Задыхаясь, ты крикнул: - Анютка! Я на лесенку села: - Ну что? Улыбнулся спокойно и жутко И сказал: - Не протри пальто! 7. Прочитайте отрывок из стихотворения «Монолог Резанова» А. Вознесенского: Бьет двенадцать годов, как часов Над моей терпеливою нацией Есть апостольское число, Для России оно — двенадцать. Восемьсот двенадцатый год — Даст ненастья иль крах династий? Будет петь и рыдать народ И еще, и еще двенадцать! Ясновидец это число через век назовет поэмой, потеряв именье свое. Откровенье — за откровенье. В том спасибо, что в Божий наш час в ясном Болдине или в Равенне, нам являясь, Ты требуешь с нас откровенья за Откровенье. 1)Почему двенадцать называется автором «апостольским числом»? 2)Какие события произошли в 1812 году? В каких произведениях русской литературы они описываются или упоминаются? 3)О ком идёт речь в третьей строфе приведённого отрывка? Почему вы так считаете? 4)Почему, на Ваш взгляд, в контексте четвёртой строфы упоминаются Болдино и Равенна? Почему слово «Ты» написано с заглавной буквы? В названии какого текста фигурирует слово « откровенье»? 5) Какое значение приобретает слово «откровенье» в контексте двух последних строф приведённого отрывка? 8. « Найдите тёзку»: назовите героев романа Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, носящих одинаковые имена. 9. Кому посвящены приведённые ниже строки стихотворений А.А. Ахматовой? а) Я пришла к поэту в гости. Ровно полдень. Воскресенье. Тихо в комнате просторной, А за окнами мороз… Как называется такой стих? б) Я над ними склонюсь, как над чашей, В них заветных заметок не счесть — Окровавленной юности нашей Это чёрная нежная весть. Определите вид строфы. в) Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Определите стихотворный размер. 10. Укажите авторов и произведения, из которых взяты приведённые отрывки. 1)«На подносе были травник, наливки, грибки, лепешечки черной муки на юраге, сотовый мед, мед вареный и шипучий, яблоки, орехи сырые и каленые и орехи в меду. Потом принесено было Анисьей Федоровной и варенье на меду и на сахаре, и ветчина, и курица, только что зажаренная. Все это было хозяйства, сбора и варенья Анисьи Федоровны. Все это и пахло, и отзывалось, и имело вкус Анисьи Федоровны. Все отзывалось сочностью, чистотой, белизной и приятной улыбкой… Наташа ела все, и ей показалось, что подобных лепешек на юраге, с таким букетом варений, на меду орехов и такой курицы никогда она нигде не видала и не едала». 2) «- Папа, устрицы постные или скоромные? - спрашиваю я. - Их едят живыми... - говорит отец. - Они в раковинах, как черепахи, но... из двух половинок. - Какая гадость, - шепчу я, - какая гадость! Я представляю себе, как приносят с рынка это животное в раковине, с клешнями, блестящими глазами и со склизкой кожей... Дети все прячутся, а кухарка, брезгливо морщась, берет животное за клешню, кладет его на тарелку и несет в столовую. Взрослые берут его и едят... едят живьем, с глазами, с зубами, с лапками! А оно пищит и старается укусить за губу... Я морщусь, но... но зачем же зубы мои начинают жевать? Животное мерзко, отвратительно, страшно, но я ем его, ем с жадностью, боясь разгадать его вкус и запах. Одно животное съедено, а я уже вижу блестящие глаза другого, третьего... Я ем и этих... Наконец ем салфетку, тарелку, калоши отца, белую вывеску...» 3) «На разрисованных райскими цветами тарелках с черной широкой каймой лежала тонкими ломтиками нарезанная семга, маринованные угри. На тяжелой доске кусок сыра со слезой, и в серебряной кадушке, обложенной снегом, — икра. Меж тарелками несколько тоненьких рюмочек и три хрустальных графинчика с разноцветными водками. Зина внесла серебряное крытое блюдо, в котором что-то ворчало. Запах от блюда шел такой, что рот пса немедленно наполнился жидкой слюной». 1) Какая тема объединяет данные фрагменты? В чём уникальность способов описания у каждого автора? Обратите внимание на детали, героев, их поведение. Какую функцию выполняют описания еды в произведениях, отрывки из которых приведены? 2)Какое значение, на Ваш взгляд, имеет изображение ситуаций, связанных с едой в литературе? | |
|
Всего комментариев: 0 | |