Главная » 2016 » Февраль » 24 » Олимпиада по литературе 10 класс с ответами
07:51
Олимпиада по литературе 10 класс с ответами
1. Какой термин «лишний» (относится не к тому же уровню произведения, что и остальные):

1)пиррихий;

2)эпитет;

3)спондей;

4)цезура;

5)хорей.

2. Какие из приведённых утверждений правильны? Отметьте их:

1)А.С. Пушкин мог встретиться с И.С. Тургеневым;

2)В.В. Маяковский мог прочитать «Мастера и Маргариту» М.А. Булгакова;

3)Пётр Первый мог быть личным цензором А. С. Пушкина;

4)Н.В. Гоголь мог читать произведения Ф.М. Достоевского;

5) Ф.М. Достоевский мог высказать своё мнение по поводу рассказа А.П. Чехова «Палата № 6».

3. Все строки стихотворения И.А. Бунина содержат одинаковое количество стоп, кроме двух, расположенных рядом в одной строфе. Найдите их, укажите арабской цифрой, сколько в каждой из них стоп.

Старик сидел, покорно и уныло

Поднявши брови, в кресле у окна.

На столике, где чашка чаю стыла,

Сигара нагоревшая струила

Полоски голубого волокна.

Был зимний день, и на лицо худое,

Сквозь этот легкий и душистый дым,

Смотрело солнце вечно молодое,

Но уж его сиянье золотое

На запад шло по комнатам пустым.

Часы в углу своею четкой мерой

Отмеривали время... На закат

Смотрел старик с беспомощною верой...

Рос на сигаре пепел серый,

Струился сладкий аромат.

4. В каком сибирском городе установлен памятник А.П. Чехову, имеющий надпись: «Антон Павлович в … глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и ни разу не читавшего Каштанки»?

5. В каком из следующих произведений нет темы гибели на железной дороге?

1) А.А. Блок « На железной дороге»;

2)Л.Н. Толстой «Анна Каренина»;

3)И.А. Бунин « Солнечный удар»;

4)А.И. Солженицын «Матрёнин двор».

6. Перед вами пародия на одного из поэтов начала 20 в. Назовите имя и фамилию этого поэта. Какие черты поэтики данного автора пародируются в этом стихотворении?

Настоящую даму не спутать

Ни за что: ведь она в мехах.

Ты напрасно хочешь напутать.

И ответил он жалобно: - Ах!

Только вздрогнула: - Милый! Милый!

О, господь мой, ты мне помоги!

И на правую руку стащила

Галошу с левой ноги.

Задыхаясь, ты крикнул: - Анютка!

Я на лесенку села: - Ну что?

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал: - Не протри пальто!

7. Прочитайте отрывок из стихотворения «Монолог Резанова» А. Вознесенского:

Бьет двенадцать годов, как часов

Над моей терпеливою нацией

Есть апостольское число,

Для России оно — двенадцать.

Восемьсот двенадцатый год —

Даст ненастья иль крах династий?

Будет петь и рыдать народ

И еще, и еще двенадцать!

Ясновидец это число

через век назовет поэмой,

потеряв именье свое.

Откровенье — за откровенье.

В том спасибо, что в Божий наш час

в ясном Болдине или в Равенне,

нам являясь, Ты требуешь с нас

откровенья за Откровенье.

1)Почему двенадцать называется автором «апостольским числом»?

2)Какие события произошли в 1812 году? В каких произведениях русской литературы они описываются или упоминаются?

3)О ком идёт речь в третьей строфе приведённого отрывка? Почему вы так считаете?

4)Почему, на Ваш взгляд, в контексте четвёртой строфы упоминаются Болдино и Равенна? Почему слово «Ты» написано с заглавной буквы? В названии какого текста фигурирует слово « откровенье»?

5) Какое значение приобретает слово «откровенье» в контексте двух последних строф приведённого отрывка?

8. « Найдите тёзку»: назовите героев романа Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, носящих одинаковые имена.

9. Кому посвящены приведённые ниже строки стихотворений А.А. Ахматовой?

а) Я пришла к поэту в гости.

Ровно полдень. Воскресенье.

Тихо в комнате просторной,

А за окнами мороз…

Как называется такой стих?

б) Я над ними склонюсь, как над чашей,

В них заветных заметок не счесть —

Окровавленной юности нашей

Это чёрная нежная весть.

Определите вид строфы.

в) Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Определите стихотворный размер.

10. Укажите авторов и произведения, из которых взяты приведённые отрывки.

1)«На подносе были травник, наливки, грибки, лепешечки черной муки на юраге, сотовый мед, мед вареный и шипучий, яблоки, орехи сырые и каленые и орехи в меду. Потом принесено было Анисьей Федоровной и варенье на меду и на сахаре, и ветчина, и курица, только что зажаренная.

Все это было хозяйства, сбора и варенья Анисьи Федоровны. Все это и пахло, и отзывалось, и имело вкус Анисьи Федоровны. Все отзывалось сочностью, чистотой, белизной и приятной улыбкой…

Наташа ела все, и ей показалось, что подобных лепешек на юраге, с таким букетом варений, на меду орехов и такой курицы никогда она нигде не видала и не едала».

2) «- Папа, устрицы постные или скоромные? - спрашиваю я.

- Их едят живыми... - говорит отец. - Они в раковинах, как черепахи, но...

из двух половинок.

- Какая гадость, - шепчу я, - какая гадость!

Я представляю себе, как приносят с рынка это животное в раковине, с клешнями, блестящими глазами и со склизкой кожей... Дети все прячутся, а кухарка, брезгливо морщась, берет животное за клешню, кладет его на тарелку и несет в столовую. Взрослые берут его и едят... едят живьем,

с глазами, с зубами, с лапками! А оно пищит и старается укусить за губу...

Я морщусь, но... но зачем же зубы мои начинают жевать? Животное мерзко, отвратительно, страшно, но я ем его, ем с жадностью, боясь разгадать его вкус и запах. Одно животное съедено, а я уже вижу блестящие глаза другого, третьего... Я ем и этих... Наконец ем салфетку, тарелку, калоши отца, белую вывеску...»

3) «На разрисованных райскими цветами тарелках с черной широкой каймой лежала тонкими ломтиками нарезанная семга, маринованные угри. На тяжелой доске кусок сыра со слезой, и в серебряной кадушке, обложенной снегом, — икра. Меж тарелками несколько тоненьких рюмочек и три хрустальных графинчика с разноцветными водками.

Зина внесла серебряное крытое блюдо, в котором что-то ворчало. Запах от блюда шел такой, что рот пса немедленно наполнился жидкой слюной».

1) Какая тема объединяет данные фрагменты? В чём уникальность способов описания у каждого автора? Обратите внимание на детали, героев, их поведение. Какую функцию выполняют описания еды в произведениях, отрывки из которых приведены?

2)Какое значение, на Ваш взгляд, имеет изображение ситуаций, связанных с едой в литературе?
Категория: Олимпиада | Просмотров: 394 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar